Трилогия очков
О спектакле
Международный Чеховский фестиваль представляет современную итальянскую трилогию режиссера Эммы Данте о том, что грешны все.
Если сейчас и говорят об итальянском театре в Европе, то либо ностальгически вздыхают об эпохе Джорджо Стрелера, либо с опаской интересуются, что там еще такого отчебучили радикалы Ромео Кастеллуччи и Эмма Данте. Оба представлены на нынешнем Чеховском фестивале. Первый скорее художник, который даже величественный лик Христа заливает искусственным дерьмом очень красиво и размеренно («Проект «J». О концепции Лика Сына Божьего»). Для сицилианки Эммы Данте ничего размеренного в мире нет, и дерьма в нем много самого настоящего. Она как-то сказала о себе: «Палермо — город вульгарный и тупой. Я тоже сделалась тупа и вульгарна, да мне это и нравилось».
Эмма слушает улицу и пишет для своих спектаклей тексты сама. Да и сценографию сама сочиняет. На фестивале «NET 2008» в ее спектакле«mPalermu» история простого семейства превратилась в настоящую бойню с разрыванием рубах на своих и чужих грудях. Теперь она привозит «Трилогию очков» — о человеческой слепоте, физической и душевной. Этой темой объединены три короткие самостоятельные истории. Первая — «Святая вода» — монолог старого матроса, списанного на берег, полный тоски о многоликом, живом и навсегда уже утерянном для него мире.
Вторая — «Замок Циза» — история приюта для неизлечимых, за которыми ухаживают монашки, рассказана почти без слов. Аутист Никола на них не реагирует. Его выводят из ступора ударами гимнастического мяча, который бьет по нервам сначала зрителей, а уж потом Николы. Но в результате монашкам удается до Николы достучаться.
Третья — «Танцоры» — станцована без слов вообще. 90-летняя старуха неостановима в танго со старым пиджаком умершего мужа. Вечно живой для нее, он и для зрителя постепенно материализуется. А потом ритм страсти срывает с пары приметы старости, и по сцене начинают кружиться счастливые молодожены.
В раздерганном мире Данте надежды больше, чем в мрачной гармонии Кастеллуччи.