Золушка
О спектакле
Новая постановка Мэтью Боурна — захватывающее и ностальгическое путешествие по Лондону времен Второй Мировой войны. Классический сюжет сказки приобретает новое звучание.
Золушка живет в Лондоне, ее семейство расширилось, увеличились и ее напасти: две сводные сестры, три сводных братца — ад кромешный, а не жизнь. Папа в инвалидной коляске, мачеха — алкоголичка и нимфоманка одновременно. И еще немцы сверху бомбы бросают — потому как идет Вторая мировая. Но она получит и своего принца (по имени Гарри — Боурн любит такие шуточки), и хеппи-энд, потому что это все-таки сказка.
Удивительно музыкальная сказка. Боурн, который кроит классические партитуры решительно и безжалостно, отличается абсолютным музыкальным слухом и театральным чутьем: эти самые его перекраивания выявляют скрытый нерв сочинения. Так, в его «Лебедином озере», где все птички были мужчинами, были вытащены наружу и обозначены особенно ярко тоска Чайковского, тайная его мука, метания музыки — при том что классические редакции привычно истерику композитора усмиряют. В «Золушке» (которую у нас в отечестве полвека, вплоть до постановок Ратманского в Мариинском театре и Посохова в Большом, превращали в тошнотворнейший леденец) Боурн выявляет тревогу и печаль, безумную военную надежду и не менее сумасшедшую готовность к любви — вот сейчас, без всяких правил первого свидания, потому что второе может случиться — или нет — уже только после войны. Прокофьев сочинял партитуру «Золушки» во время Второй мировой — вот именно в военное время Боурн и перенес действие этой сказки. И добавил к записанной музыке вой сирен и выстрелы зениток — но так аккуратно и точно, что Прокофьев вряд ли бы стал возражать.
Лондонское семейство собирается не на бал — а всего лишь на вечеринку в ночной клуб Cafе de Paris. По этому адресу мы можем определить точную дату истории — 8 марта 1941-го в клуб попала немецкая бомба, несколько человек погибло. Вот ровно в этот вечер там и появляется Золушка, чтобы встретиться с бравым летчиком Гарри, которому завтра на фронт, и, следовательно, у них всего одна ночь, без всяких сказочных условий. Рухнувшее здание разделяет героев, туфелька остается в развалинах — а далее, как и положено, герой ищет девушку и счастливо ее находит.
Военный госпиталь и лондонское метро, улицы британской столицы с патрулями, отслеживающими нарушителей комендантского часа, и вокзал Паддингтон — Боурн рисует картинки мгновенно и выразительно. Юмор и нерв, нежнейшие, чуть смешные дуэты и блистательные портреты «нехороших» героев (особенно «дает жару», конечно, мачеха). Эта «Золушка» — сказка не только по жанру. Не пропустите.