Chroma. Рубины. Симфония псалмов
О спектакле
Большой театр осваивает балетный репертуар новейшего времени и ставит одноактовки МакГрегора, Баланчина и Килиана.
Помните ли вы школьный бал в «Гарри Поттере и Кубке огня» и вход фактурных французских ведьмочек в главный зал Хогвартса в том же благословенном фильме? Эти танцы ставил Уэйн Макгрегор — человек, что сейчас выпускает одну из свеженьких одноактовок в Большом. Но не ожидайте ничего столь же нелепого и простодушного — в «Поттере» Макгрегор просто зарабатывал деньги, а в балетном мире он числится высоким интеллектуалом и непримиримым экспериментатором.
Уроженец одного из манчестерских пригородов изучал танец в аутсайдерском Лидсе, шлифовал же свои умения в Нью-Йорке, в знаменитой школе Хосе Лимона. Впрочем, больше времени, чем в классе, он проводил в ночных клубах — где был поражен роботообразными движениями развлекающихся парней. Эта пластика тут же перекочевала в его сочинения — а придумывать танцы Макгрегор начал рано, и уже в двадцать с небольшим создал собственную труппу, Random dance company. Еще на него произвел колоссальное впечатление Уильям Форсайт — и в своих спектаклях Макгрегор начал работать со смещением баланса и с развинчиванием движений. В настоящий момент сорокалетний хореограф ставит спектакли в Парижской опере и английском Королевском балете и числится одним из главных ньюсмейкеров в мире танца; его же любимое движение — глубокий нырок артиста грудью вперед и вверх, тот маневр, который делает кошка, когда трется о хозяина всем телом, — опознает любой балетоман.
Большой театр предпочел купить права на уже опробованный спектакль Макгрегора, а не заказывать мировую премьеру — балету «Chroma» пять лет, и он был сочинен для англичан. Белые стены, телесные маечки на артистах (в Лондоне хореограф специально подбирал оттенки под цвет кожи танцовщиков, он считает, что совпадение цветов придает сочинению искренности). Музыка White Stripes в обработке Джоби Талбота. И двадцать четыре минуты нырков, извивов, выкрученных на 240 градусов ног, неожиданных взлетов и странной гимнастики, в которой обнаруживается чертова уйма эротизма. «Chroma» может не понравиться, но то, что он поражает с первого взгляда, — это точно.
Если сочинение Макгрегора вас все-таки шокирует — глаз отдохнет на прошлогодней премьере театра, ярких баланчинских «Рубинах», что вписаны в новенькую программу. И окончательно сердце успокоится на «Симфонии псалмов».
Это Иржи Килиан, и это не просто неоклассика, это один из легендарных спектаклей конца ХХ века (премьера в Гааге была в 1978 году). Идеальное соответствие музыке Стравинского: человечество (балетная труппа) — одновременно волна и одинокий вскрик, в танце трагическая интонация перебивается секундной усмешкой. «Симфония псалмов» несет зрителя, как океан, пугает, поражает и заставляет влюбиться навсегда. Собственно, этот вечер — идеальный случай для того, чтобы выбраться в балет впервые в жизни: со всем разнообразием этого вида искусства, величием его и его авантюризмом вы познакомитесь за два с небольшим часа.