Хаим Сокол. Свидетель

О выставке
Девять инсталляций на тему изменчивой роли жителя современного мегаполиса, работа над которыми была начата в Вене. Все работы, за исключением «Знамени», выставляются впервые.
Хаим Сокол на двух выставках демонстрирует печальный взгляд на настоящее — не оттого, что несколько лет назад переехал из солнечного Израиля в мрачноватую Москву, просто не видит поводов для оптимизма. Ни в российской столице, ни в австрийской, где стажировался три месяца. Можно объявить вне закона одну нацию, можно просто третировать несчастных гастарбайтеров — существо дела от этого не меняется, город остается местом опасным и непредсказуемым даже для тех, кто не в теме, как сонная собака или уличные фонари. Карту абстрактного государства — символа порабощения человеческой жизни — можно разглядеть в сшитом из половых тканей панно «Дыра». Неоновое воспроизведение надписи «Desinfektion» — копии той, что использовали в концлагере Маутхаузен,— актуально в жизни сегодняшних бездомных. Тени и трагедии прошлого находят слишком точное отражение в настоящем, только толпы мучителей и при молчаливом содействии свидетелей каждый раз отыскивают новую бесправную жертву.