Ливийская Сахара. Сокровища мировой культуры





О выставке
Фотовыставка посвящена древней наскальной живописи самой большой пустыни в мире. Петроглифы разных эпох отражают быт и интересы людей того времени.
Сахара не только самая большая пустыня в мире, но еще и место расположения четырех природных музеев наскальной живописи. Петроглифы, которые можно увидеть на стенах этих музеев, датируются разными эпохами, самые старые относятся к так называемой «эпохе охотников» — 12-4 тысячелетие до н. э. Для нее характерны огромные изображения диких зверей, сцены охоты.
Для тех, кто не готов покорять просторы самой большой пустыни на планете, международный центр Рерихов пригласил в свои залы выставку «Ливийская Сахара. Сокровища мировой культуры». Разумеется, самих петроглифов на выставке нет, только фотографии. Причем фотографии сами по себе особой художественной ценности не имеют, в отличие от изображенных на них объектов: некоторые смотрелись бы лучше, будь они меньшего формата, некоторые наоборот, хочется увеличить для усиления эффекта. Впрочем, надо все-таки помнить, что это в первую очередь документальные работы.
Кроме петроглифов на выставке можно увидеть и фотографии архитектурных памятников Лептис Магна — древнего города, находящегося в Ливии, который погиб в землятресении в 354 году н. э. В 1930-е годы было начато восстановление города, но в данный момент сохранность исторических объектов Ливии снова под вопросом.
Вообще, тема защиты и сохранения памятников культуры подразумевалась как основная в оргнанизации этой выставки совсем не случайно, ведь именно Николай Константинович Рерих первым в мире заговорил о такой необходимости. «Пакт Рериха» — «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» был подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года представителями двадцати одного государства Северной и Южной Америки. Не смотря на то, что позже защита памятников культуры была предусмотрена и международным законодательством, их уничтожение продолжается во многих странах. Радует, что Москва стала уделять больше внимания реконструкции исторических зданий: в конце сентября в «Манеже» впервые в России пройдет международная выставка по реставрации и сохранению памятников культуры «Denkmal-Москва 2011».