Марина Абрамович «В присутствии художника»
О выставке
Это последний уикенд, когда можно увидеть лучшие произведения заслуженной перфомансистки, вот уже 35 лет неизменно шокирующей публику.
Неясно, как выглядел бы современный перформанс, если бы не отчаянно честная, бесстрашная, готовая мучить себя и других, обнажая и демонстрируя самую жесткую плотскую реальность, Марина Абрамович. И ретроспектива ее не как у всех — 63-летняя заслуженная художница не ограничилась подведением итогов, с демонстрацией видео, фотографий, сохранившихся артефактов и документацией опасных опытов над телом — пятидесяти работ, сделанных за сорок лет напряженных трудов.
Уроженка Югославии, страны, которая не существует, первые перформансы она делала в Белграде, а в середине 1970-х переехала в Амстердам — затем был долгий «европейский» период сотрудничества с западногерманским художником Улаем (Ulay, Uwe Laysiepen), а в новом тысячелетии Абрамович поселилась в Нью-Йорке. Выглядящая лет на двадцать моложе, она готова к новым подвигам и даже повторению старых. В первую неделю работы московской выставки вместе с отобранными перформерами Марина Абрамович сама будет стоять обнаженной в дверном проеме в работе «Imponderabilia», чтобы публика протискивалась между нею и партнером; определяя «Место контакта», вытянув палец, почти касаться теперь уже совсем чуждого человека; торжествовать победу феминизма на вмонтированном в стену седле, испытывая смерть, лежать на пару с почти натуральным скелетом. Впервые в Москве перформансы начнут — в исполнении сразу нескольких пар — множиться, приобретая новые декоративные качества. Самые опасные работы повторять не будут, не оттого, что нет желающих рискнуть здоровьем, — охрана труда, не способная повлиять на художницу, резко ограничивает возможности наемных тружеников. Но ничего фальшивого, никакой краски вместо крови — Абрамович ненавидит театральные эффекты.
Четыре перформанса, которые повторят вживую совсем новые, сделанные на основе впечатляющей работы в Музее современного искусства Нью-Йорка, откуда прибывает в Москву ее ретроспектива. Там она отработала 700 часов, все время, пока была открыта выставка, — словно трудолюбивый корпоративный служащий, сидя за столом, притом что место напротив мог занять любой. Среди выстоявших очередь оказались и дама, одетая двойником художницы, и джентльмен, готовый играть в гляделки весь день, и множество знаменитостей — в том числе Бьорк, Мэтью Барни, Изабелла Росселлини. Заинтересовавшись феноменом подобного бессловесного общения, обсудив проблему с учеными, Абрамович делает теперь «Измерение магии взглядом», подключая себя и публику к аппаратам измерения мозговой активности. Хотя трудно поверить, что цифровая обработка скажет о человеческих реакциях больше, чем опыты Абрамович.