Оркестр Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко
О спектакле
В Москву с единственным концертом прибывают хор и оркестр неаполитанского театра San Carlo.
Это только со стороны кажется, что Италия была, есть и будет землей обетованной для оперного жанра, его прародительницей и хранителем его самых лучших традиций, но в реальности это, к сожалению, мало похоже на правду. За последние тридцать лет на родину оперы обрушились все тридцать три несчастья: последовательно ушли со сцены и из жизни многие легендарные исполнители, настал кризис вокальной школы, благодаря чему у оперных легенд не оказалось смены, а затем грянули экономические реформы, вследствие которых многие театры оказались на грани закрытия или просто закрылись, как, например, легендарный генуэзский Teatro Carlo Felice. Публика стареет, молодежь оперой не интересуется, в систему итальянского образования музыка не входит, главная оперная цитадель Италии — миланский театр La Scala — после капитальной реконструкции оказался с отвратительной акустикой… И, пожалуй, единственным островком спокойствия на этом мрачном фоне был и остается неаполитанский театр San Carlo — в нем по-прежнему прекрасно поют и играют, премьеры играются по плану, публика регулярно созерцает живых легенд, а иногда труппа выбирается на гастроли — как сейчас в Москву.
За такой неожиданный визит стоит, вероятно, благодарить программу Года Италии в России — и отдельное спасибо следует сказать за человека, который встанет вечером 23 октября за дирижерский пульт, — его имя Нелло Санти, и это целая эпоха в новейшей истории оперы. Дирижеру без малого В Москву с единственным концертом прибывают хор и оркестр неаполитанского театра San Carlo. Публика дала дирижеру любовное прозвище Папа Санти 80 лет, ему поклоняются певцы и критики, сам он демонстрирует завидную форму, а публика дала ему любовное прозвище Папа Санти. В Москве он представляет вещи предсказуемые — фрагменты из опер Верди (слава богу, не Реквием, который Москва выслушивает в среднем с периодичностью раз в две недели) и два его духовных опуса — католический гимн «Te Deum» и «Stabat Mater», повествующий о скорби Богоматери у распятия. Даже если у вас не лежит душа к раннему Верди (основу программы составят хоровые эпизоды из опер «Жанна д’Арк», «Битва при Леньяно», «Набукко» и «Макбет»), то услышать Санти и неаполитанцев все равно стоит — это сколок той культуры, которая, вследствие очередных мер по урезанию национального бюджета Италии, может вскоре исчезнуть, как Атлантида.