Эрик Клэптон
О мероприятии
В четверг на Красной площади сыграет Эрик Клэптон – величайший из неторопливых гитаристов и икона блюза.
В 1967-м на концерт группы Cream, в которой тогда играл Клэптон, пришел Джими Хендрикс, еще только восходящая звезда. Джими вытащили на сцену, где он сыграл песню "Killing Floor" вместо Эрика, причем в два раза быстрее, продемонстрировав фантастическое мастерство. Тем не менее лондонские заборы и стены продолжали пестреть надписями "Клэптон – Бог". Мало того, Хендрикс и Клэптон стали не конкурентами, а закадычными друзьями. Эта ситуация – отличная иллюстрация положения дел на гитарной сцене Англии 60-х: можно понять, какого масштаба личности тогда по ней ходили и какова была популярность Клэптона.
Cream была далеко не первой группой Эрика. Карьеру он начал в восемнадцать лет в The Yardbirds. Потом, будучи помешанным на аутентичном блюзе, оказался в John Mayall & The Bluesbreakers. К этому времени он уже получил статус гитарного Бога и прозвище Slowhand (Медленная Рука) – там, где любой стал бы изображать дикие запилы, он всегда как будто запаздывает на какие-то миллисекунды, но на правильные. Потом уже были и Cream, и другие "супергруппы": Blind Faith, Delaney and Bonnie and Friends, потом Derek and the Dominos. В результате Клэптон – единственный человек, трижды включенный в Зал славы рок-н-ролла: за The Yardbirds, Cream и сольную карьеру.
Другая ситуация: Клэптон покупает своему другу Хендриксу в подарок специальный Fender Stratocaster для левшей. Но вручить презент не получилось – той же ночью леворукий виртуоз скончался. Этот случай тоже показателен – обратной стороной славы и признания Клэптона стала череда жизненных катастроф.
Трагическим стал период работы с Derek and the Dominos: гитарист Дуан Аллман разбился на мотоцикле, а ударник Джим Гордон оказался шизофреником. Сам Клэптон ко времени развала группы подсел на героин. В августе 71-го он потерял сознание на сцене во время концерта в Нью-Йорке. Хоть ему и удалось быстро прийти в себя и продолжить выступление, этот случай стал веским поводом завязать. На избавление от зависимости потребовалось два года, затем последовало триумфальное возвращение, и начался самый успешный период.
Два лучших альбома Эрика вышли в 70-х: "461 Ocean Boulevard" и "Slowhand". Полоса удач длилась всю следующую декаду: живой альбом "Just One Night", идеально передающий атмосферу клэптоновских выступлений, и замечательная пластинка "Journeyman". Но в 1990-м погибают блестящий гитарист Стиви Рэй Воэн, сопровождающий Клэптона в туре, и два его техника. А через несколько лет происходит нечто, на долгое время выбившее музыканта из колеи: выпал из окна 53-го этажа четырехлетний сын Эрика. На смерть сына Клэптон написал песню "Tears In Heaven", очень личную и печальную балладу, по иронии судьбы ставшую мега-поп-хитом.
Дальше работы Клэптона прежние поклонники покупали лишь по инерции – музыкант, по их мнению, окончательно выжил из ума, "ушел в попсу" и изредка приходил в себя, выпуская альбомы каверов – вроде недавней "Me and Mr. Johnson". Прошлогодняя запись "Back Home" получила шквал возмущенных рецензий, хотя, по сути, мало отличалась от упомянутого "Journeyman". Как и любой другой по-настоящему талантливый артист, Клэптон давно стал заложником прежних своих заслуг и вкусов 30-летней давности – памятник, по мнению публики, должен стоять на постаменте и зеленеть от бронзы, а не ходить туда-сюда. В этом смысле, конечно, Клэптону на Красной площади самое место – среди древних артефактов и символов. Хотя и бывшие, и нынешние его поклонники, по-разному относящиеся к пластинкам Эрика, сходятся в одном: его концерты до сих пор безупречны. Так что без "Sunshine Of Your Love" и "White Room" явно не обойдется, и только этого, поверьте, будет достаточно.