О фильме
Рецензия на фильм
«Подскажи, который час. Что это у тебя за телефон? Ну-ка, дай посмотреть. Да только посмотрю, че ты ссышь. Ну давай сюда уже. Так, те же царапины, тот же чехол. У моего брата на той неделе украли точно такую же мобилу. Один в один, вообще. Ну че, давно он у тебя? Год, папа купил? Не верю. Стой здесь, сейчас позвоню брату. Так, пойдем со мной, встретимся с братом». «Игра» шведа Рубена Остлунда детально воспроизводит схему, по которой несколько темнокожих подростков из Гетеборга с 2006-го по 2008-й ограбили более 70 белых сверстников. Впрочем, ограбили – не вполне точное слово. То, что дети иммигрантов проделывают с малолетними выходцами из миддл-класса, больше напоминает сложную психологическую игру, задействующую десятки техник, – в итоге жертвы сами отдают имущество, более того – еще и помогают хулиганам, вступая с ними в противоестественные, напоминающие то «стокгольмский синдром», то понятия, по которым живут на зоне, отношения. Режиссер при этом бесстрастен – его камера почти не движется и всегда находится на некоторой дистанции, имитируя одновременно видео уличного наблюдения и взгляд не решающегося вмешаться свидетеля. Это было бы почти идеальное антропологическое исследование поведения замкнутых групп, если бы Остлунд не обрамлял его парой эпизодов, символизирующих импотенцию политкорректного шведского общества. Лишние аллегории тут ни к чему, а на телефоны (с не меньшим мастерством) сильные кидают слабых (причем речь не о подлинной силе, а о правилах в этой игре, которые вторые принимают так же быстро, как и первые) и там, где этнических проблем и в помине нет. Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти в любой привокзальный туалет на территории провинциальной России.