Пристань
- Режиссер/Постановщик
- Анатолий Дзиваев, Владимир Иванов, Владимир Еремин, Алексей Кузнецов
О спектакле
Звезды театра воплощают восемь сцен из великих произведений мировой литературы.
Вместо традиционного праздничного вечера со скучными официальными речами и капустниками от коллег по цеху вахтанговцы 13 ноября устроили смотр своих творческих сил. Образ, название спектакля родились из фантазии худрука, который предложил рассматривать театр как корабль в вечном плавании, а юбилейную дату — 90-летие — как причал, остановку на короткое время. Спектакль «Пристань» объединил в себе восемь эпизодов — отрывков из лучших образцов мировой литературы, творческой волей Туминаса составивших единое художественное полотно.
Спектакль пронизан идеей мессы, посвящения театру, тем, кто отдал свою жизнь служению этой сцене. Поэтому все эпизоды спектакля разворачиваются в декорациях храма (сценография Адомаса Яцовскиса). В «Пристани» занята практически вся труппа, но основной акцент сделан на старую гвардию — на корифеев, на тех, кто давно уже стал символом Вахтанговского театра. Может быть, главная радость спектакля — в зримом соединении разных поколений на сцене, в том, что «старики» оказались не просто общепризнанным достоянием театра, а действующими, полными сил и желания играть артистами. Те, кто служил одной сцене 50, 60, 70 лет, те, кто в последние годы так мало играл в премьерах, показали тот класс, тот уровень мастерства, тот актерский театр, который в наше сверхрежиссерское время, казалось бы, безвозвратно утрачен.
Стоит увидеть, как Галина Коновалова, принятая в труппу в 1938 году, с легкостью молодой девочки, с иронией и мудростью человека, прожившего большую жизнь, играет бывшую артистку императорских театров в рассказе Бунина «Благосклонное участие». С каким теплым юмором она рассказывает о старушечьем нелепом кокетстве, о маниакальной привязанности к успеху, на которую обрекает сцена, и как, понимая все это, признается в любви своей профессии. Или «Визит дамы» по Дюрренматту, где Юлия Борисова, изящная и величественная Клара Цаханассьян, играя обиженную когда-то девушку, превращается в грозное предзнаменование расплаты и высшего суда. Возвышаясь на паланкине, как на троне, она заставляет вспомнить свою легендарную принцессу Турандот. Юрий Яковлев, элегантный аристократ, в дуэте с Лидией Вележевой играет в «Темных аллеях» Бунина — наверное, это самый пронзительный эпизод спектакля. Герой Яковлева, только что прижимавшийся щекой к руке своей юношеской возлюбленной, в следующий момент с холодным безразличием осматривает себя в маленькое зеркальце. Случайная встреча с прошлым, на секунду залившая всю сцену нежностью и сожалением об утраченном, остается лишь эпизодом, всколыхнувшим море человеческого одиночества. Тема ухода, разлитая по всему спектаклю, особенно сильна в отрывке по пьесе Артура Миллера «Цена», где Владимир Этуш, ровесник своего героя, антиквара Соломона, с грустной иронией смотрит на груду старинной мебели. Взгромоздившись на массивный стол, на фоне арфы и шкафа с резными дверцами, он напоминает Фирса, ставшего частью уходящей эпохи. В эпизодах «Пристани» блистают не только старейшины, но и следующие за ними — Ирина Купченко, Евгений Князев, Сергей Маковецкий. В финале белое полотно, словно парус, почуявший ветер, вздымается над сценой, заполняет собой пространство, выплескиваясь в партер, — театр, на секунду вспомнивший свое прошлое (на белом полотне возникают лица знаменитых вахтанговцев разных времен), отправляется в новое плавание.