Малевич - Суетин - Чашник - Ермилов: супрематический канон | Арт | Time Out

Малевич – Суетин – Чашник – Ермилов: супрематический канон

Малевич – Суетин – Чашник – Ермилов: супрематический канон

О выставке

Галерея Гари Татинцяна выставляет работы Казимира Малевича и его учеников-супрематистов.

После того как практически все значительные произведения русского авангарда упокоились в музеях, выставка даже крошечных рисунков Малевича и работ его учеников в галерейном пространстве кажется жестом немного анахроничным. Но тем не менее приятным — заведение Татинцяна славится своей высокой экспозиционной культурой, до которой далеко отечественным музеям. Здесь все смотрится выигрышно, и даже небольшие работы Малевича и его учеников — Суетина, Чашника, Ермилова — произведут должное впечатление. А представленные здесь среди прочего карандашные рисунки художников не просто хранят почерк создателей — на них зафиксирован сам ход их мысли.

Преданные последователи Малевича, Николай Суетин и Илья Чашник, работали по методу своего учителя как по канону, для менее известного Василия Ермилова супрематизм соединился с противоположной конструктивисткой системой. На выставке можно видеть и несколько супрематических композиций самого Малевича, в том числе и небольшой "Черный крест", сделанный тушью в 1919 году. Его же удивительный "Мистик" (бумага, карандаш) 1932 года с поднятыми вверх руками, на которых отпечатались кресты — лучшее доказательство антисоветской направленности "крестьянской" серии, созданной в эпоху коллективизации и сталинской атаки на православие.

Все эти работы разными путями оказались в частном собрании Льва Нусберга — активного участника кинетической группы "Движение". Свой интерес к авангарду неофициальные художники могли реализовать лишь благодаря личному знакомству с коллекционерами и наследниками шедевров; вход в музейные запасники, где под серьезным идеологическим спудом хранился авангард, им был заказан. С другой стороны, для частичной реабилитации малопонятных народу квадратиков и палочек в то время много писали о периферийной деятельности авангардистов (например, по оформлению революционных праздников), в которую оголодавшие творцы включались вне зависимости от художественной ориентации.

На эту же удочку попались и кинетисты — активно включившись в приготовления Ленинграда к 60-летию Октября, они думали наконец наладить преемственность и стать законными наследниками авангарда. И так же, как и их предшественники, потерпели фиаско: советская власть имела специфическую художественную концепцию, в которую не вписывались ни супрематические квадратики, ни "неофициальные" движущиеся конструкции. Зато устанавливалась странная эстетическая наследственность — в случае с Нусбергом она получила материальное воплощение.

Билетов не найдено!

Закрыть