Дьявол













- Режиссер/Постановщик
- Михаил Станкевич
- Актер
- Максим Матвеев
О спектакле
Режиссер Михаил Станкевич выбрал малоизвестное произведение Льва Толстого.
История о счастливо женатом дворянине, переспавшем с крестьянкой исключительно для здоровья, но попавшем в омут не отпускающей страсти, для Толстого отчасти биографична. Он даже рукопись долгое время прятал от ревнивой Софьи Андреевны. Написал два варианта финала — по одной версии герой Иртенев убивал себя, по другой — свою искусительницу. Недавний выпускник мастерской Сергея Женовача режиссер Михаил Станкевич выбрал самоубийство замученного совестью изменщика.
Картины умиротворенного семейного благополучия спрятаны в спектакле за светлого дерева забором. Зрители видят лишь часть идиллии в проеме распахивающейся калитки. Центр сцены отдан борьбе страстей. Здесь почти безмолвно правит молодая Степанида (Екатерина Стеблина), пленяющая не красотой, но какой-то странностью, звериными повадками и своенравной, бесстыдной дикостью. Этот маленький зверек, на каком-то своем языке говорящий с небом и птицами, делает из красивого благообразного обывателя Иртенева (Максим Матвеев) издерганного, жалкого неврастеника. Спектакль, решенный в мягких, ироничных тонах, в котором страсть и странность явлены по-настоящему лишь в одной героине, существующей как-то отдельно, так и не подготавливает нас к трагической развязке. Более того, моральный конфликт, в нравственной системе Толстогонаходивший разрешение только в смерти, сегодня на такую трагедию явно не тянет.