Из новых поступлений музея
О выставке
Новые поступления в коллекцию музея, среди которых уникальный образец ранней цветной фотографии — стеклянные пластины Петра Веденисова и первый, самый известный советский фоторепортаж.
«24 часа из жизни Филипповых» – первая и по-своему образцовая серия в истории советской фотожурналистики. По заказу агентства «Фотосоюз» молодые мастера Аркадий Шайхет, Макс Альперт и Соломон Тулес создали серию снимков о семье рабочего завода «Красный пролетарий» Филиппова. Семью показывали не саму по себе, а в связи с городской средой и бытом. Перед нами – самые характерные формы общественного уклада и услуг: ясли-сад, рабочий клуб, фабрика-кухня и парк культуры с однодневным домом отдыха. Успех «24 часов» в СССР и за рубежом кроется в том, что это первое неприукрашенное фото-исследование уклада советской жизни.
Другое, не менее ценное обретение музея – коллекция 150 цветных стеклянных пластин Петра Веденисова, созданных с 1909 по 1914 гг. Веденисов (1866–1937) – ялтинский фотограф-любитель, дворянин, выпускник Московской консерватории, участник и организатор музыкальных и литературных кружков, учредитель Ялтинского религиозно-философского общества, увлеченный краевед, входивший в круг Чехова, Горького, Шаляпина, Кюи… В начале XX века он осваивает техническую новинку того времени – автохромы братьев Люмьер (патент 1903 года). Автохром – технология цветной фотографии, предполагавшая три последовательные съемки через цветные фильтры. В отличие от моментальных снимков, предполагал длительную выдержку – этого требовала непрозрачность крахмальной сетки.