Сокровища Мальтийского ордена
О выставке
Облачения и костюмы мальтийских рыцарей, портрет кисти Караваджо и другие экспонаты, рассказывающие о 900-летней истории ордена.
Мальта однажды считалась российской губернией, знаки ордена были частью отечественной геральдической символики, православный женатый император Павел I возглавлял древний католический, разумеется — монашеский, орден. В объявившую себя протектором Мальты Россию изгнанные Наполеоном рыцари перевезли свои главные сокровища. Некоторые здесь и хранятся — три креста-мощевика конца XV – начала XVI века знаменитых магистров д’Обюссона, Ла Валетта, Вилье де Лиль Адама показывают на выставке.
А вот три реликвии — в том числе икона Богоматери Фалернской, — которые разрешил взять с собой беженцам Наполеон, а затем увезла из большевистской России императрица Мария Федоровна, — оказались в Черногории. Из Цетина, как выяснилось в процессе организации выставки, выдачи нет — даже временной, зато заказанный императором Николаем I список икон, переданный во время Второй мировой войны советским правительством мальтийским рыцарям, привезли из Ассизи. Путаница с блуждавшими во времени и пространстве оригиналами, подлинниками, списками и копиями блистательно является двумя коронами, изготовленными специально для Павла, — одна побольше, другая поменьше, одна хранится в Риме, другая — в Москве. Версии приветствуются.
Мальтийские рыцари, которые, по непроверенным, правда, версиям, вот уже почти тысячу лет управляют миром, оказались небогаты — большая часть сокровищ ордена позаимствована для выставки из более чем открытых источников — музеев, библиотек, архивов. В том числе и российских — в Эрмитаже, например, обнаружились золотые монеты. С Мальты приехали не заинтересовавшие Наполеона средневековые железные доспехи. Труды художника Караваджо, одного из самых знаменитых членов ордена, много работавшего по его заказам, представит «Портрет кавалера Мальтийского ордена» из Палаццо Питти. Из Лувра доставили потрясающей красоты Кинжал веры — обязательную часть ритуала возведения в сан Великого магистра. Его, к счастью, не потопил адмирал Нельсон вместе с богатой добычей французского императора.
Портреты кавалеров, гордые штандарты и виды битв производят сильное впечатление — но в детективный сценарий не складываются. Потерявший и ценности, и влияние орден давно возвратился к тому, с чего начинал в XII веке: госпитальеры ордена св. Иоанна Иерусалимского занимаются не интригами, а скорой помощью, в том числе и в местах катастроф. И в Москве Великий магистр собирается встречаться с хорошим знакомым ордена Сергеем Шойгу, а не с выдающимися нашими политиками.