Страна приливов
О мероприятии
Шокирующее повествование от лица 11-летней девочки-аутиста.
Вслед за последним фильмом Терри Гиллиама, вышедшим в прокат несколько недель назад, на русском языке выходит роман, ставший литературной основой картины. Если вы собираетесь посмотреть ее, потратьте прежде день на то, чтобы прочесть книгу.
Итак, жила-была в Америке 11-летняя Джелиза-Роза. Мамочка ее слишком увлеклась наркотиками и в какой-то момент ушла туда, откуда нет возврата. Папаша (его, между прочим, зовут Ной) веселый рокер, большой выдумщик и тоже любитель как следует расширить сознание рассказал дочке, что они поедут за мамой в Данию, куда ее увез король Харальд. Но вместо этого отец и девочка отправились в техасскую прерию, в дом покойной бабушки. Вскоре Ной отправился вслед за мамочкой, а девочка так и осталась жить одна в пустом доме, продолжая общаться со светлячками, головами кукол Барби и своими новыми друзьями-соседями полусумасшедшей соседкой-чучельницей Делл и ее по-настоящему безумным братцем Диккенсом.
Повествование у Каллина ведется от лица главной героини, и не всегда можно сходу сообразить, что на самом деле произошло: почему, например, папочка застыл неподвижно с высунутым языком и так сильно воняет? Многие эпизоды надо перечитывать, и не по одному разу, но это не дефект, а эффект. И читателю, не готовому к такому способу обращения с книгой, лучше просто сразу отложить ее в сторону. Ушки кэрролловской Алисы торчат буквально в каждом эпизоде, в каждой строчке (сравнить хотя бы имена: Алиса Джелиза). Но перед нами не путешествие по Стране чудес, а почти что трип, предпринятый под воздействием тяжелых наркотиков. И кажется, что нет ни одной неудобной темы (например, смерть или педофилия), которой не нашлось бы места в этом повествовании.
Но демонстрация грязи реальной и метафизической здесь не самоцель, а лишь средство. Повод поразмышлять об одиночестве ребенка, о его удивительной способности выстраивать собственную картину мира (кстати, без какой бы то ни было помощи сильнодействующих веществ) и органично вплетать в нее самые странные и страшные жизненные проявления. В цельной внутренней вселенной Джелизы-Розы нет места смерти и болезням, отсутствует иерархия: никто не лучше других, и все, что ни делается, к лучшему. Ведь новое это всегда интересно, а значит, хорошо. Так что спасибо Терри Гиллиаму. Без его популяризаторских усилий мы еще не скоро увидели бы русское издание этой книги.