Группа ТОТАрт
О выставке
Выставка ироничных концептуалистов, которые создали «Черный квадрат» из навоза и могут превратить в искусство даже работу управдома.
Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов — филологи по образованию, структуралисты по призванию, концептуалисты по названию. Однажды они осознали, что двум художникам, состоящим в законном браке, лучше всего работать вместе. И провели десятилетия совместной жизни в прекрасном интеллектуальном напряжении и острых эстетических наслаждениях. (Работать они начали еще в шестидесятых, когда проблема монетизации творчества не стояла вообще — искусство производилось исключительно для собственного удовольствия.)
Люди до крайности серьезные и обстоятельные, Наталья и Анатолий первым делом подвели теоретический базис, и только затем приступили к его осуществлению. Придуманное ими тогда же, в конце семидесятых, название ТОТАРТ было сокращением полного названия новой группы — «Проект Тотального Художественного Действия», — объявившей своим лозунгом ни больше ни меньше «Исследование Существа Искусства применительно к Жизни и Искусству».
Под таким универсальным брендом можно было заниматься чем угодно — предаваться безбрежной историософии; углубляться в геополитику; размышлять о национальной и культурной идентичности; проводить полевые социологические эксперименты; хулиганить понемногу; ставить вопрос о войне полов; впадать в ярую метафизику. (Описанное выше — это вольный перевод на общеупотребимый язык разделов большой выставки ТОТАРТ. Если еще проще — это живопись, графика, документация перформансов, инсталляции, кино, видео, тексты, художественные эксперименты со звуком, образующие перформативную инсталляцию, размещенную на четырех этажах пространства ММСИ.)
Один из первых проектов ТОТАРТа — фотоакция «Солнцеворот» — осуществлена была в 1980-м. В подмосковном поле был обнаружен странный железный ящик, который и фотографировался раз в час в течение суток 22 июля. Тут каждый может навертеть всяких интерпретаций: вспомнить нападение Гитлера на СССР, камни Стоунхенджа и повесть Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала». Часто свои ответственные деяния художники снабжали смачной самоиронией. Например, в ходе исследования парадигмы божественного Черного Квадрата была предъявлена версия квадрата из навоза, собранного на ближайшей ферме.
И что самое главное, столь универсальная программа позволила превратить свою собственную жизнь в бесконечный хеппенинг. Например, можно было считать новорожденную дочь Эву «Лучшим произведением искусства». А однажды Анатолий Жигалов объявил произведением искусства свою работу управдомом. Все было бы хорошо, если бы не возник конфликт интересов. Художник-управдом однажды устроил «Золотой субботник», в ходе которого подведомственные жильцы и приглашенные представители богемы раскрасили дворовые скамейки и урны в золотой цвет. Столь неадекватного работника коммунального хозяйства, понятное дело, немедля отправили подлечиться в психушку. Но вскорости выпустили, хотя доходного места все же лишили. В результате этого недосмотра властей можно было продолжить осуществление проекта «Исследование Существа Искусства применительно к Жизни и Искусству». А теперь уже можно точно сказать — этим стойким подвижникам все удалось. И жизнь, и искусство.