Zarkana
О спектакле
Новое шоу Cirque du Soleil — это уже не совсем цирк, а целая акробатическая рок-опера.
Удивительной особенностью знаменитого Цирка дю Солей всегда была способность языком акробатики, рискованного скольжения по канату, невероятными полетами рассказывать очень конкретные, человечные истории. Создавая фантастический мир, населять его персонажами, которым зрители сопереживают. Через пластические, порой совершенно невероятные образы раскрывать характеры героев.
Уже на стадии замысла нового шоу «Zarkana» его режиссер Франсуа Жирар, похоже, решил от всего этого отказаться. Задумав освоить огромное пространство Radio City Music Hall в Нью-Йорке, где состоялась прошедшим летом премьера, а потом и Кремлевский дворец, он использовал цирковые номера лишь как ритмические отбивки, динамичные цветовые пятна в грандиозном видеоклипе к музыке Ника Литтлмора, в котором перед пораженной публикой один причудливый мир сменяет другой, еще более причудливый. Сюжет заявлен: маг Зарк, потерявший возлюбленную и свой магический дар, отправляется на поиски. Но понять это из происходящего на сцене невозможно. Красавец в полосатых штанах и красном плаще поет о чем-то на искусственном языке, попадая из мира в мир. Красавица, то возникая на вершине арки из распускающегося лепестками, а до того казавшегося плоским экрана, то возвышаясь из кубка, овитого змеями, то зависая на паутине, тоже о чем-то поет. О чем? Не важно. Что они друг от друга хотят? Не важно. Смысл в эффектности появления. Ну и в том, что поют хорошо.
Для Цирка дю Солей сложность трюков обычно особого значения не имеет. Главное — стиль, настроение, выразительность, характер. Но в шоу «Zarkana» номера все классные и очень сложные. Жонглер, работающий восемью мячами. Эквилибр на свободной лестнице с двойным балансом. Потрясающие канатоходцы, в сумасшедшем ритме на большой высоте без страховки проделывающие трюки со скакалками. Роскошный полет, где гимнасты по воздуху преодолевают невозможные в 13-метровом манеже расстояния. Акробаты, без каких-либо подкидных досок, трамплинов или качелей — просто с рук — доставляющие четвертого на верх живой колонны. Все это теряется в масштабе безразмерной сцены ГКД и на фоне суперактивного броского видеоарта на 30-метровом экране. Порой столь искусного, что глаз не может отличить живой план от изображения. По-настоящему риск чувствуется только в номере «Колесо смерти», когда два гимнаста бегают и кувыркаются на постоянно вращающихся во всех направлениях колесах. Но это потому, что установка занимает все пространство сцены и внимание зрителей от нее ничто отвлечь не может.
Избыточный, изобретательный, предельно технологичный визуальный ряд затмевает собственно цирк. Но он и сам по себе производит большое впечатление, особенно на детей. Важно понимать, за каким родом удовольствия идти на шоу «Zarkana».