Искусство беллетристики
О мероприятии
Лекции Айн Рэнд будут полезны молодым писателям и неопытным читателям.
На волне моды на объективистку Айн Рэнд (это та, которая за теорию «целого кафтана» на полном серьезе) на русском стали издавать не только ее больше похожие на лозунги философские эссе о пользе разумного эгоизма, но и ничем не отличающиеся от эссе (кроме разве что гигантского объема) романы. Вроде основная масса эссе уже издана, художественные произведения («Источник», «Атлант расправил плечи») — тоже. Издатели поскребли по сусекам и обнаружили лекции. Например, о том, как писать беллетристику.
Тут надо сразу отметить, что Рэнд — это Чернышевский в юбке. То есть беллетрист из нее — как из слона продавец фарфора. К тому же следует принять во внимание убежденность автора, что разум должен обуславливать все, что человек делает, а следовательно, проза типа «Улисса» Джойса не имеет права на существование. Если вооружиться фильтром из подобных оговорок, то прочесть этот сборник лекций, произнесенных Рэнд у себя в гостиной кружку поклонников в 1958 году, когда она находилась в зените своей славы, небезынтересно. Тем более что ряд ее замечаний, возможно, и банальных, но вполне здравых молодым писателям и неопытным читателям пойдут на заметку. Например, что в романе должен быть конфликт, иначе романа не получится. Что слова, которыми оперирует писатель, должны быть точными, иначе он попусту тратит читательское время. Что стыдно убивать персонажа, если вы не придумали, что с ним дальше делать.