Роуз Вайли «Rosemount»
О выставке
Эта британка за семьдесят приобрела такую известность, что Сиенна и Саванна Миллер использовали ее работы для своей коллекции одежды.
Есть удивительные женщины во всяких селеньях. Роуз Вайли живет в деревне под Кентом, пишет огромные картины, раскладывая холсты прямо на полу, рисует твердыми карандашами на дешевой бумаге, которая от этого сморщивается, и считается в последние годы одним из самых перспективных художников небедной талантами Великобритании. Ее живопись и графика вызывают с каждой выставкой все больший энтузиазм в обществе, помешанном на юности и восходящих звездочках. Темпераментные, брутальные, мощные и одновременно наивные работы похожи на труды отчаянного Баскиа. Их автора представляешь себе скорее юным граффитистом, чем почтенной семидесятишестилетней сельской дамой. Этот контраст возбуждает интерес к художнице, о которой много и восторженно пишут, но все же не объясняет, как более чем взрослому человеку смогли приклеить статус «многообещающей» на прошлогодней выставке в авторитетнейшем Национальном музее женщин-художниц (Вашингтон). А недавно абсурдным дополнением к и без того странной истории восхождения Вайли на художественные вершины возникло еще и сотрудничество с модным брендом Twenty8Twelve сестер Сиенны и Саванны Миллер — художница сделала для них два рисунка на футболки.
Роуз Вайли не возникла недавно непонятно откуда. Она давно и много работает, в конце 1950-х поучилась в школе искусств Фолкстона и Довера, а двадцать с лишним лет спустя, в 1981 году (вырастив в промежутке трех детей), не без проблем, но все же получила степень магистра в кузнице кадров — лондонском Королевском колледже искусств. Рождением детей закончилось немало замечательных карьер женщин-художниц, Вайли — редкий пример того, что возвращение может быть успешным, даже если первая персональная выставка состоялась, когда ее автору перевалило за пятьдесят, а бурный интерес к ней возник еще двадцать лет спустя.
Никуда не спешившая Вайли работает как одержимая, зачеркивая, добавляя, многократно переписывая неудавшиеся фрагменты. Ее огромные полотна, которые приходится крепить прямо к стенам, — кошмар для галеристов, к тому же художница, как и Ротко когда-то, считает, что искусство должно быть доступно, и вообще любит все простое, дешевое, включая материалы для работы. Наивность ее работ обманчива — художница хоть и находится в сложных отношениях с убивающей спонтанность системой художественного образования, но вписана в профессиональную среду и разделяет озабоченность коллег несправедливой властью, угнетением женщин и бесконечным потреблением. Она со знанием дела цитирует классику и современную анимацию: встречаются на ее полотнах и убивающая Билла Ума Турман, и цитаты из фильмов 1950-х, и актуальные черепа. Вайли находит вдохновение в обыденной жизни графства Кент и международных новостях — так цветочки соединяются с изображением афганских моджахедов и переплетаются с воспоминаниями о фашистских самолетах, летевших бомбить Лондон как раз над головой юной Вайли.
Изображение: Роуз Вайли «Rosemount».Courtesy of Regina Gallery, London & Moscow