Хоббит: Нежданное путешествие















Рецензия
Дэйв Кэлхоун, Time Out LondonКонечно, размер не имеет значения — но если все-таки ранжировать кино по масштабности, то ровни фильмам Питера Джексона будет не найти. С тех пор как новозеландский режиссер поставил точку в трилогии «Властелин колец» и взялся за самого большого из киногигантов — «Кинг Конга», — прошло десять лет. И вот Джексон вновь вещает из мира Дж. Р. Р. Толкина — и вновь применяет к нему свежайшие из технологий (не только 3D, но и сверхскоростной формат съемки — с частотой 48 кадров в секунду вместо привычных 24). «Нежданное путешествие» — первый из трех фильмов по мотивам псевдосредневековой фэнтези-побасенки, рассказывающей, как к Бильбо Бэггинсу (Мартин Фриман), хоббиту не лучше и не хуже прочих, попало то самое злосчастное кольцо (также известное как «моя прелесть»).
«Хоббит» — кино, как ни крути, большое, но вот населяющие его герои, напротив, в массе своей крошечны, что обрекает кадр на соседства сколь странные, столь и смешные. Вот Бильбо, плоть от плоти садово-луговой идиллии Шира, впервые встречает Гэндальфа (Иэн МакКеллен), и тот возвышается над искусственно укороченным артистом Фриманом карикатурным небоскребом. Вот 13 непрестанно гундосящих, неприкаянных гномов, которых Гэндальф привел с собой, убалтывают Бильбо отправиться с ними на приключения — и эта картина напоминает Тайную Вечерю для недорослей. Вскоре вся честная компания действительно пустится в дорогу — чтобы отбить гномье королевство у узурпатора-дракона. Впереди переходы через дикие местности и встречи с существами куда больше и опаснее, так что бедняга Бильбо не устанет задаваться вопросом, зачем вообще во все это ввязался.
Многие, в свою очередь, вопрошали, как Джексон и его сценаристы ухитрились найти в тоненькой книжице Толкина материала сразу на три картины. Ответ прост: подобно режиссерам телесериалов, Джексон предпочитает притормозить ритм повествования, но повысить его детализацию — и этот подход не раз даст сбой за почти три часа экранного времени. Завязка кажется особенно затянутой: хоббит и гномы уж очень медлительны на старте своего пути, фильм слишком долго разгоняется. Смущает выбранная Джексоном интонация — «Хоббит» начинается как старомодная, легкомысленная комедия, неприятно отдающая детским телекино (ощущение, которое только усугубляют решительно глянцевые, искусственные пейзажи Шира). Чтобы саспенс вступил в силу, а путешествие героев обрело ритм и вектор, приходится ждать финальной трети фильма; поворотной точкой здесь оказывается появление Голлума. И чем мрачнее и зловещее становится сюжет, тем сильнее «Хоббит» увлекает за собой, тем большую убедительность обретают тон и изображение. Словом, спасибо джексоновским хоббитам за Голлума. И за эффектные поздние эпизоды — включающие, например, схватку двоих каменных гигантов и встречу со злодеем, который по части неприглядности даст фору даже Джаббе Хатту. Именно благодаря этим сценам и начинаешь нежданно ждать продолжения «Нежданного путешествия» — вместо того чтобы думать лишь о том, как бы придушить особенно противного гнома.