- Страна
- США
- Режиссер/Постановщик
- Клинт Иствуд
- Длительность
- 137 мин.
- Премьера в мире
- 3 ноября 2011 г.
- Премьера в России
- 23 февраля 2012 г.
- Бюджет
- $35 000 000
- Сборы, в мире
- $84 920 539
- Сборы, в России
- $724 000
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Джон Эдгар Гувер (Леонардо ДиКаприо), маменькин сынок и клозетный гей, возглавлял ФБР на протяжении, страшно сказать, 48 лет. Пережил восемь президентов (на каждого из которых не без упоения собирал компромат) и три войны, руководил арестами Диллинджера и похитителя ребенка Линдбергов Бруно Хауптманна, истребил коммунистическую угрозу и популяризовал дактилоскопию. Но действительно ли эти достижения, которые Гувер так любил себе приписывать, его заслуга? Кем он был на самом деле — одаренным руководителем или закомплексованным шантажистом? В чем заключается его подлинное наследие — в организации ФБР или в том, что у американской власти вошло в привычку преступать закон? Наконец, что десятилетиями удерживало возле него близких — секретаршу Хелен Ганди (Наоми Уоттс), «больше, чем друга» Клайда Толсона (Арми Хаммер) и тень почившей матери (Джуди Денч)?
Для Клинта Иствуда, у которого в последнее время бесспорные удачи («Гран Торино») чередуются с фильмами расфокусированными («Потустороннее»), «Дж. Эдгар» — пожалуй, самый масштабный проект со времен «Писем с Иводзимы». Вот Дж. Эдгар предстает самодержавным управленцем, вот пытается поцеловать Хелен в библиотеке, вот проявляет чудеса дедукции, вот катается по полу не то в драке, не то в ласках с собственным замом. Последний аспект гуверовской биографии в сценарии гордости ЛГБТ-сообщества и обладателя «Оскара» за «Милка» Дастина Лэнса Блэка хоть и не проговаривается вслух, но предсказуемо выводится на первый план. Блэк и Иствуд показывают молодого Гувера подчеркнуто галантным, очаровательным и страшно закомплексованным карьеристом, в котором дремлет, а иногда с ужасом поднимает голову латентный гомосексуалист. Как и в случае с «Милком», конвенции биографического кино здесь задействуются не по одной, а все сразу — тут вам и нелинейное повествование, и множество точек зрения на героя и его свершения, и срезы нескольких эпох (сухой закон, маккартистская «охота на ведьм», убийство Кеннеди). Но при этом сценарий совсем не выдерживает ритм, герой-загадка так и остается таковым, отказ режиссера и сценариста от однозначных трактовок гуверовского образа и деяний размывает, рассредотачивает и сам фильм. В итоге запоминается в первую очередь старательное, под оскаровскую номинацию, лицедейство ДиКаприо сквозь чудовищный старческий грим. Словом, попытка похвальная, но это не отменяет того, что даже статья о Дж. Эдгаре Гувере в «Википедии», кажется, сообщает о бывшем главе ФБР больше, чем удается Клинту Иствуду за два с лишним часа.