Никто
О спектакле
Моноспектакль по повести Нины Берберовой о никчемной, завистливой аккомпаниаторше.
Для нового спектакля в театре Елены Камбуровой важны сразу три личности: писательница-эмигрантка Нина Берберова, чья повесть легла в основу спектакля, актриса Ирина Евдокимова, сыгравшая в нем главную и единственную роль, и Владимир Михельсон, бывший когда-то главным режиссером "Особняка" — одного из самых отчаянных экспериментальных театров Петербурга.
"Аккомпаниаторшу" Берберовой в театре Камбуровой переименовали, новое название — "Никто". Что и понятно — это история маленького, никчемного, завистливого существа, вынужденного жить в лучах славы богатой оперной дивы. Рожденная от мимолетной связи учительницы музыки и ее молодого ученика, 18-летняя Соня Антоновская по воле случая попадает в аккомпаниаторши к певице Травиной. Отогретая, обласканная, накормленная, она решает рабски служить ей, чтобы потом "предать ее, со всей ее красотой и голосом, чтобы доказать, что есть вещи посильнее ее, есть вещи, которые могут заставить ее плакать".
Тема озлобленного человека, жаждущего единственным доступным ему способом воспарить над серостью, которой он сам и является, — прекрасная тема для моноспектакля. Здесь важны не конструктивистские решения, не свет и не сценография. В "Никто" на это и не обращают внимания: на сцене рояль да ваза с цветами, из реквизита — лишь полупрозрачная ткань да шляпа, сделанная из подушки. Здесь важно другое. И это другое здесь есть — маленькая злобная мышь по имени Соня Антоновская, смело и отчаянно сыгранная (а порой и пропетая) актрисой Ириной Евдокимовой.