Воображаемый мир. Фантазии
О выставке
Работы художников отсылают к японской поп-культуре, миру фантазий, наивности, мифам и размышлениям о космогоническом устройстве мира.
Выставка проходит в рамках двухчастного проекта, идея которого показать два разных полюса японского искусства, которые неотделимы друг от друга. В экспозиции — воображаемый мир, в котором существуют все то, что мы не способны разглядеть в реальной жизни и то,что находится за ее пределами. Каждый участник выставки вкладывает в понятие «воображение» свой собственный смысл.
Все знают, что японцы прибыли с какой-то другой планеты, ходят обвешанные сверхновейшими гаджетами и предаются изощренным удовольствиям такого сорта, что окружающим их совсем не понять. Так оно, наверное, и есть. За одним малым исключением — в области современного искусства Япония идет наравне с планетой всей. Подавляющее большинство работ 30 художников, представляющих самые различные направления от 1970-х до наших дней, можно без всяких опасений показывать широкой публике не только в Венеции или Касселе, но и в Перми, и в Нижнем Новгороде. И даже сакура с каллиграфией присутствуют в экспозиции в минимальных количествах. И сверхтехнологии японцы используют вполне умеренно, напротив, обожают копаться на винтажных помойках; а вместо изощренной медитации впадают в очень русскую меланхолию.
Возможно, что столь неожиданный эффект можно списывать на какой-то специфический отбор экспонатов для русских зрителей, который был произведен двумя кураторами — Еленой Яичниковой и Кэндзиро Хосака. Однако очевидно, что это вовсе не так, — выставка слишком большая и представительная; размещается сразу в двух Музеях современного искусства и включает в себя обширный исторический раздел. И что удивительно — многие произведения семидесятых, восьмидесятых и даже девяностых вызывают ассоциации с нашими художниками — с Франциско Инфантэ или даже самим Ильей Кабаковым.
Совпадений множество, только островитяне несравненно более последовательны и упорны в достижении поставленной цели. Например, Ясумаса Моримура преображается в Гитлера и Мэрилин — причем без всякой подсказки со стороны прекрасного Владислава Мамышева-Монро. Но если наш несравненный Владислав украшает собой тусовки и презентации, то японец в образе В. И. Ленина выступал перед настоящим рабочим классом.
Или — художник по имени Симабуку однажды поймал осьминога в Сан-Паулу, потом возил его по городу, показывая подводному созданию местные достопримечательности. Можно, конечно, припомнить наших Комара и Меламида, учивших слонов абстракционизму. Но японский мастер добавил социальное измерение своему жесту — он подружился с уличными музыкантами, которые сочинили зажигательную песенку про чудака, который учит осьминогов понимать человека. Все получилось, хотя ни на каком языке участники действа общаться не могли.
Новейшее искусство тоже соответствует общепринятому формату. В инсталляции группы Chim Pom раскрашенные в анилиновые цвета чучела крыс победно расхаживают по макету дорогого квартала Токио. А на видео нам показывают, как члены этой анархической группы вылавливают грызунов среди всей этой супердорогой недвижимости. Наши молодые радикалы к таким ходам тоже имеют наклонность, но у японцев все как-то несравненно лучше выделано и продумано.