«Пушкинскому» музею — 100 лет
О выставке
В одном выставочном пространстве собраны произведения искусства, фотографии, документы и кинохроники.
Первая из юбилейных выставок посвящена истории музея: от строительства здания профессором Цветаевым до проекта архитектора Фостера, реализация которого идет в таком темпе, что может занять следующие сто лет: представлено светлое будущее неактуальным уже макетом, но другого пока нет. Впрочем, демонстрировать будут не только документальные материалы — старые фотографии и интересные документы, кураторы интригуют обещаниями показать и произведения искусства — не простые, а такие, что никто раньше не видел, хотя шедевров в музее вроде не так много и все наперечет, а пополнение новыми оставляет желать лучшего. Впрочем, музей этот давно уже существует по своим законам и правилам, а в них ежегодные «Декабрьские вечера» заменяют отсутствие внятных программ в течение остального года, скромные «частные коллекции» обозначают, что и ГМИИ известен источник, из которого кормятся все великие музеи, неудачные реконструкции маленьких домиков демонстрируют стремление к расширению собственных пределов, а имя знаменитого английского архитектора маркирует проект скорее скромный, чем яркий, неуловимо напоминающий московские торговые центры, заполонившие площади в нулевые годы.
Рассказать есть о чем — самыми существенными событиями истории музея за сто лет — кроме рождения здания, стала национализация, слегка потеснившая цветаевские слепки, одарившая музей главным его сокровищем — половиной собраний Щукина и Морозова. Менее ценным приобретением оказалось имя великого русского поэта — его даровали музею в столетний юбилей его смерти. Недолгое преображение в музей подарков Сталину остается самым темным пятном в истории. А в 1961-м в оправе шедевров ГМИИ засиял ценнейший бриллиант — бразды правления приняла на днях отметившая и собственный 90-летний юбилей Ирина Александровна Антонова. С тех пор ее совершенство затмевает все, что происходит в музее.
Несмотря на бурные эти события, непросто найти в мире музей, так же мало изменившийся за сто прожитых лет. То есть ровесников много — в начале прошлого века только совсем бедные города не обзаводились ложноклассическими зданиями, насыщая их чем-нибудь полезным для просвещения почтенной публики. Но все они, включая и годом старший уругвайский музей, давно отстроились, расширились, преобразились, следуют если не последним, то хотя бы каким-то модам. ГМИИ на их фоне — как динозавр, так давно и окончательно отставший от быстро текущей жизни, что, кажется, достоин сохранения в качестве уникального заповедника. Такой музей не только в западных столицах не встретить уже, но и на Востоке не сыскать. Разве что в глухой провинции.