Леонид Соков «Угол зрения»
О выставке
Русский художник-эмигрант, мастер соцарта и сюрреализма, соединяет в своих работах образы Ленина, Мерилин Монро и Микки-Мауса,
Cамая известная скульптура Сокова — «Встреча»: натуралистично, по всем соцреалистическим канонам исполненная фигурка Ленина шагает навстречу тощему человечку Джакометти. Сталкиваются не только политические и социальные системы — разные представления об искусстве, о праве художника интерпретировать действительность и вообще — действовать, быть творцом.
Реальность никогда не трогала скульптора так же сильно, как мифы, анекдоты, актуальная в СССР и пореформенной России поэтика абсурда. Начав с нарочито дурно соединенных кусков дерева, Соков давно материалами, как и сюжетами, жонглирует свободно, привлекая по мере надобности необходимые техники. Следуя заветам отцов сюрреализма, он соединяет то, что совпасть в одном времени и пространстве способно лишь в горячечном бреду. Роясь в сознательной помойке и подсознательных страхах соотечественников, Соков обнаруживает кучу всякого хлама, забавных стереотипов, недодуманных мыслей. Бредовая современность материализуется — и на сцену выходят забавные персонажи в самых неожиданных сочетаниях. Загадочная русская душа раскрывается, подмигивая и чурбаном деревянным, и бутылкой водки, и серпом с молотом, и политическими держимордами ХХ века. Как в анекдоте, встречаются они с Мэрилин Монро, Микки-Маусом, орлом, украшенным американским звездно-полосатым железным замком — неважно чем. Главное — с чужой, предельно удаленной по самой природе своей сущностью.
До отъезда из СССР выпускник Строгановского института числился по нон-конформистскому, соц-артистскому ведомству, устраивал выставки в собственной квартире, публиковался в тамиздатском журнале «А – Я». После того как покинул родину в 1979-м, выяснилось, что интересы его значительно шире. То есть серпы и молоточки никуда не делись — ни из его произведений, ни из нашей жизни, но репертуар существенно разросся — в разнообразные отношения стали вступать цитаты из работ отечественных авангардистов, всякое оружие и другие яркие материализации русского духа . Но первой среди равных по-прежнему выступает фигура медведя. Не жуликоватого единоросского, а классического — из анекдотов, который у нас тут, как известно, по улицам ходит. И ведь ходит же — актуальность работ «живого классика» подтверждают цензоры и мракобесы — живо, до обращений в суд реагирующие на его работы.
Ретроспектива включает и хрестоматийные, и совсем неизвестные произведения художника — в том числе и его живопись из музеев и частных собраний: Музея Циммерли и Третьяковской галереи, галереи Фридман и фонда «Екатерина».
На фото: Очки для каждого советского человека. 1974. Дерево, масло, железо, Собственность автора, Нью-Йорк, США