Ингмар Бергман. Image maker
О выставке
Масштабный архив фото шведского режиссера за работой — с самого начала карьеры до ее сумерек.
Из всех представлений о Бергмане наиболее распространено самое банальное — статус тирана в работе, бабника в частной жизни и просто чудовища, если в целом. Один из главных модернистов и мыслителей мирового кино, Бергман в отличие от тех, кого принято считать ему равными, то есть Росселлини, Годара, Антониони, никак не укладывается ни в интерпретации, ни в трактовки. Его стиль слишком сильно менялся с годами, подстраиваясь под те перемены, что переживал сам режиссер, интересующие его темы сколь обыденны, столь и необъятны, но главное — образы, в которых раскрывается этот диалог пытливого шведа с Богом и собой, слишком самодостаточны. Поэтому попытка передать сущность бергмановского метода, немыслимого без своего автора, средствами видеоарта и компиляции в «Человеке, который задавал сложные вопросы» вызывает некоторое недоумение. Чего не скажешь о масштабном архиве фото Бергмана за работой — с самого начала карьеры до ее сумерек — на выставке «Image maker». Присутствие Бергмана в кадре не позволяет понять его лучше, но впечатляет той же самодостаточностью образов: вот экспрессия монолога на репетиции, вот вычурно-сюрреальная поза бергмановской тени, вот старик, вымеряющий шагами театральную сцену. В присутствии такой силы искусcтвоведение бессмысленно.