Премьеры в Камерном театре им. Покровского
О мероприятии
На стыке весны и лета в театре сразу два новых спектакля — «Каприччио в черном и белом» и «Альбом Алисы».
Еще не так давно казалось, что самый маленький оперный театр Москвы — Камерный музыкальный театр им. Бориса Покровского — может тихо и незаметно для окружающих исчезнуть: созданный главным (и единственным) мастером советской оперной режиссуры, он был слишком неприспособленным к жизни в отсутствие своего основателя и гуру. Но время идет, и Камерный музыкальный жив, вполне здоров и невероятно активен — даже в большей степени, чем его оппоненты. Понятно, что ему никогда не суждено, хотя бы в силу ограниченного пространства, осилить широкими массами трудящихся оперные блокбастеры вроде «Аиды» или «Пиковой дамы», но он очень удачно очертил круг своих интересов и предпочтений — классические произведения камерного формата и, самое главное, оперы современных, ныне живущих авторов.
На стыке весны и лета Камерный театр выпускает залпом две премьеры — а в рамках одной из них уместилось сразу два одноактных произведения. Обе новые продукции являются вполне веским поводом, чтобы свернуть с протоптанных троп, ведущих на Театральную или Триумфальную площади, и заглянуть на Никольскую улицу — чтобы убедиться, что оперный жанр вполне жив, а вдохновение ныне живущих авторов отнюдь не иссякло. Для начала театра показывает две одноактовки Владимира Кобекина (29 и 30 мая) — одного из самых интересных и самобытных российских авторов, работающего — что большая редкость в настоящее время — в музыкальном театре давно и с удовольствием и — что еще реже — с большим успехом. Что любопытно, обе оперы — «Шут и король» по пьесе бельгийца Мишеля де Гельдерод и «Счастливый принц» по рассказу Оскара Уайльда — соединены в один монолитный спектакль под общим названием «Каприччио в черном и белом» и зеркально отражают друг друга, создавая изощренную драматургическую интригу. На неделю позже (6 и 8 июня) увидит свет рампы «Альбом Алисы» — театральный опус москвича Владимира Рубина, как несложно догадаться, по книгам Льюиса Кэрролла, обыгрывающий фантасмагорический дух первоисточника. Впрочем, чудесами зазеркалья и страны чудес дело не ограничивается: либретто самого композитора умело сочетает мотивы из кэрролловской прозы со стихами Осипа Мандельштама, Иоганна Вольфганга Гете, Томаса Мура, Александра Блока и Джеймса Джойса.
Отдельный сюжет, если отвлечься от композиторских находок, — постановщики и певцы Камерного театра: возможно, именно здесь куются кадры для крупнейших столичных сцен, да и европейских тоже. Постановщик «Альбома Алисы» — остроумная придумщица Наталья Анастасьева, еще на заре нового столетия смело бравшаяся за самые актуальные европейские опусы (в частности, запомнилась ее постановка мини-оперы Майкла Наймана «Человек, который принял жену за шляпу»). Операми Кобекина занимаются не менее перспективные молодые режиссеры Денис Азаров и Сергей Терехов, а поет их новое поколение певцов, не боящихся ни композиторских премудростей, ни сценических экспериментов — среди них Роман Шевчук, Екатерина Ферзба, Василий Гафнер и Михаил Гейне. Считается, что современная опера — удел высоколобых интеллектуалов и гурманов от оперы; Камерный театр убедительно развеивает эту легенду.