Лес
О спектакле
27-летний московский режиссер Кирилл Вытоптов выпустил спектакль по хрестоматийной пьесе Островского «Лес».
Не успел город покинуть один ученик маститого московского педагога Олега Кудряшова (речь о Тимофее Кулябине, поставившем «Шинель» в «Приюте комедианта»), как ему на смену торопится другой, Кирилл Вытоптов. Хотя они с Кулябиным одногодки, но Кирилл учился курсом позже, соответственно, и режиссерского опыта у него поменьше, зато есть неожиданный козырь: по первому образованию Вытоптов – культуролог. Режиссер делает в профессии только первые шаги, но говорят в Москве о нем много, причем неизменно в умилительном тоне, называя «самым добрым», «самым человечным», «самым лиричным» из молодых. Кто-то при этом делает ироничную гримасу, намекая, что недостаток здорового цинизма – дурное качество для современного постановщика, кто-то, напротив, просветляется и смахивает набежавшую слезу, попутно утверждая, что если кто-то и пронесет сквозь черные для русского театра годы знамена гуманизма и милосердия, то это Вытоптов.
Слава бежит немного впереди молодого режиссера, толком себя не проявившего. Он работал пока что в основном в камерных пространствах, и самой большой удачей был спектакль «Сережа» по рассказам Чехова на малой сцене «Современника». Недавние «Развалины» по скандальной пьесе Юрия Клавдиева о каннибалах в блокадном Ленинграде, из которых благонамеренный Вытоптов вымарал блокадный Ленинград и отчасти каннибалов, вызвали больше недоуменных откликов, чем восторженных. На столь серьезной сцене и со столь серьезными актерами Вытоптов прежде себя не пробовал, так что, в некотором смысле, «Лес» для него – проба на профессиональную зрелость.
В выборе актеров он и впрямь не постеснялся. Комика Счастливцева играет замечательный комик (а также звезда сериала «Тайны следствия») Александр Новиков. Трагика Несчастливцева изобразит Дмитрий Лысенков, бывший «ленсоветовский» актер, а ныне премьер Александринского, приглашенный в «Лес» по случаю небольшой разрядки в безумной череде главных ролей по основному месту работы. Образ Петра Восмибратова поручен не менее популярному и харизматичному Сергею Перегудову. А «главную отрицательную» роль доверили приме театра Ларисе Луппиан: она играет похотливую барыню Гурмыжскую, закрутившую роман с молодым прохвостом. Впрочем, репутация добряка у Вытоптова заслуженная – он, по слухам, снисходителен к Гурмыжской и видит за ней особый талант – способность к искренней и беззаветной любви, пусть даже к недостойному предмету. Еще говорят, Вытоптов взял к спектаклю эпиграф из Данте: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу» – и хочет создать историю о людях, вставших перед трудным жизненным выбором. Оформляет спектакль молодая художница Нана Абдрашитова, дочь известного кинорежиссера.
Лариса Луппиан рассказала Time Out о своей роли в «Лесе»: «Меня не столько волнует, молодой режиссер или старый, сколько содержание самой работы. В данном случае мне интересно. Режиссер сказал нам, что мы будем играть «Лес» как комедию абсурда, а такого я еще не играла – это для меня увлекательно. Гурмыжская моя будет нетрадиционной: не взбалмошная барынька, а прежде всего любящая женщина, видящая смысл жизни в любви. У нас отличная компания, мы рады вновь работать с Димой Лысенковым. Он, кстати, будет ходить в спектакле на ходулях – там планируются такие неожиданные, авангардные приемы в духе Мейерхольда».