Язычники
- Режиссер/Постановщик
- Валерия Суркова
О спектакле
Режиссер Валерия Муркова превратила последнюю пьесу Анны Яблонской из антирелигиозной в семейную драму.
В своей последней пьесе «Язычники» погибшая во время теракта в Домодедово Анна Яблонская как-то очень остро выясняла свои отношения с православием и Церковью. Даже порой обида сквозит личная, отнюдь не стороннего человека. Весной в Москве сыграли сразу две постановки этой пьесы, и обе на православии не зацикливаются, а над Церковью с ее клиром, приторговывающим безакцизным бухлом, откровенно потешаются. Одну привезли из Прокопьевска, где выпускница мастерской Сергея Женовача Вера Попова попыталась показать драму людей, потерявших веру в себя самих и перекладывающих по слабости душевной всю ответственность на высшие силы (какие придется, хоть на духа предков африканского племени). Режиссер Лера Суркова в Театре.doc и вовсе ограничилась семейной историей.
Вполне интеллигентная с виду семья живет в атмосфере перманентного скандала, в котором каждый пытается доказать другому, что именно он — жертва безделья и глухоты остальных. Мать (Елена Нестерова) рвется в бизнес-вуманши, строча по ночам шторы на продажу и пересдавая бросовое жилье. Отец (Валентин Самохин) — вудиалленовский лузер, безработный музыкант, по ночам тайком слушающий любимые мелодии в сортире. Дочь Кристина (Виталия Еньшина) — грубый, занятый собой подросток, которого достали предки (ее первая несчастная любовь обнаружится в показанном посреди действия киноролике).И вдруг к ним заявляется бабушка-богомолка (Татьяна Владимирова — единственная, кто не забывает, что играет члена семьи, а не социальный тип), быстренько устраивает посредством знакомого батюшки выгодную риэлтерскую сделку, пристраивает сынка охранять склад, а из внучки планирует изгнать бесов. Минимальное благополучие отчего-то делает родителей богомольцами (так как религиозная тема снята, преображение смотрится как анекдот), а девчонку доводит до самоубийства (тут-то и пригождается любовная киношка, чтобы хоть как-то свести концы с концами).
И случается чудо! Не потому, что девочка, выбросившись из окна, выжила, а потому, что играется настоящий американский хеппи-энд. Все персонажи с умильным видом произносят по монологу. Папа ушел из семьи, успокоился, что не он виноват в суициде дочери (не важно, что с музыкой покончено навсегда), и… счастлив. Мать тоже довольна, что не она виновата в суициде дочери и та ее теперь не гонит (неважно, что причина — инвалидность и одиночество Кристины), и… счастлива. Дочь — вообще ни в чем не виновата, навсегда избавилась от любви и… счастлива!!! Вот повезло-то.