Виктор Васнецов
О выставке
Эскизы росписи отстроенного к 900-летию крещения Руси киевского Владимирского собора, которым художник отдал 11 лет своей жизни.
Любитель былинно-исторических сюжетов Васнецов, как известно, был не только «отцом» «Аленушки» да «Богатырей», коими сегодня так любят венчать конфетные коробки, не только создателем гигантского панно «Каменный век» для Исторического музея — и не только автором эскизов, по которым построили абрамцевские Избушку на курьих ножках и церковь Спаса Нерукотворного, хотя последнее для нынешнего сюжета важнее. Сын священника, прошедший выучку в духовной семинарии, он 11 лет, с 1885-го по 1896-й, отдал росписям отстроенного к 900-летию крещения Руси киевского Владимирского собора.
Главной темой росписей стала «история русской веры», включая галерею изображений главных ее подвижников. На долю Васнецова пришлось 15 композиций (в том числе «Богоматерь с младенцем» на алтарной стене и «Вседержитель» в куполе) и 30 фигур святых. Вполне реалистически трактованных сакральных персонажей художник сочетал с орнаментальными мотивами древнерусских миниатюр. За работой следили и в Москве, и в 1893-м в Третьяковке оказались почти все эскизы, а уже в начале 1900-х Васнецова подрядили делать фасад галереи.