Портреты коллекционеров
О выставке
Выставка западноевропейского и русского искусства из коллекций олигархов проходит в рамках юбилейной программы Музея им. Пушкина.
Удивительная идея — устроить себе на юбилей подарок выставкой частных собраний — мировых аналогов не имеет. Как, впрочем, и Отдел личных коллекций ГМИИ им. Пушкина. Стоит любой музей поскрести — обнажится в основе богатый собиратель, но составлять отдельную экспозицию из приватных коллекций не принято. Однако тут дело особое — можно подвести итоги проделанной работы и создать пусть и виртуальный, но задел на будущее.
При советской власти Пушкинский музей был самым передовым учреждением отрасли: осознав отсутствие всяких других источников пополнения коллекции, мудрая И. А. Антонова пошла по пути известному, но советскими музейщиками, собравшими однажды отличный урожай национализированных сокровищ, мало афишируемому. Источник оказался завлекательным скорее на словах — доступные ей частные собиратели, как и государственные коллеги, ограничены были пределами СССР и компенсировать провалы, образовавшиеся в собрании музея, за железным занавесом не могли.
Между тем объявленная уже реконструкция с расширением удивляет не только странными картинками, но и тем, что нарисованные уже новые площади заполнять особенно нечем: государство у нас строит дорого, а на закупки скупится. Тут бы кстати пришлись и работы средневековых анонимов, и крестьянская картина Брейгеля — пусть даже и младшего, и Малевич, и Пиросмани, и Лемпицка. Отметить юбилей пригласили и «старых» советских, и новорусских коллекционеров. Публике предъявляют и избранное из многажды виденного собрания Валерия Дудакова – Марины Кашуро, и совершенный эксклюзив от Петра Авена, Александра Смузикова, Инны Боженовой. Впрочем, набор олигархических имен оставляет желать лучшего, а визитов гремевших в аукционных отчетах рекордсменов вроде не намечается. Их обладателей тоже можно понять.
Если бы такую выставку устроили сто лет назад, на ней блистали бы шедевры из не национализированных еще собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова, вместе с другими капиталистическими излишествами демонстрируя вектор развития будущего музея. Теперь, к сожалению, такой номер не пройдет — большая часть коллекционеров держит свои сокровища там, где приобретает, а в последнее время чаще всего и проживает. Благодаря мудрой таможенной и всякой другой политике государства, ну и оглядываясь на опыт Щукина — Морозова, разумеется.
Иллюстрация: Абрахам Берстратен «Канал возле Хейли-Гевегспорт в Амстердаме зимой»