Театральный роман
- Режиссер/Постановщик
- Петр Фоменко, Кирилл Пирогов
О спектакле
Порой до колик смешной спектакль Фоменко и Пирогова по роману Булгакова о театральном закулисье.
Девиз шекспировского «Глобуса»: «Весь мир — театр, а люди в нем — актеры» в «Мастерской Петра Фоменко» уточняют: театр — это весь мир, и если в нем есть люди, то это — актеры. Некогда ветераны Художественного театра боялись публикации булгаковского «Театрального романа» как разоблачения. А «фоменки» кокетливо примеряют его на себя и радуются, насколько впору он им пришелся.
Булгаков описывал мир кулис с точки зрения стороннего наблюдателя — писателя Максудова, чью пьесу решил поставить сам Независимый (читай — Художественный) театр. И что за абсурд он увидел! Основоположники и «властители дум» устраивают истерики по пустякам, льстят двум секретаршам-наместницам двух полвека не разговаривающих друг с другом божков-режиссеров, которые даже в театре почти не появляются: Иван Васильевич (читай — Станиславский) все время хворает в доме на Сивцевом Вражке, а Аристарх Платонович (читай — Немирович-Данченко) и вовсе в Индии. Перечить им никто не смеет. Все живут только собой, борьбой за роли, славу, не замечая ни Гражданской войны, ни советской власти за стенами театра.
Авторы спектакля Петр Фоменко и Кирилл Пирогов (который играет роль Максудова) тот же мир видят изнутри. Они — те самые «основоположники» своего театра, а потому очень хорошо понимают логику обитателей кулис Независимого и, конечно, потешаются над ними (читай — над самими собой), но добродушно. Мадлен Джабраилова и Галина Тюнина играют секретарш-наместницне интриганками, а жрицами. Почтенные члены художественного совета искренне недоумевают, как можно принять в репертуар пьесу о молодых офицерах, если старшему персонажу двадцать девять лет, а младшему корифею далеко за пятьдесят. И разве может застрелиться главный герой, если почтенная прима не переносит звука выстрела? Ее здоровье любезнейшему Ивану Васильевичу (единственная в спектакле портретная пародия на Станиславского исполнена Максимом Литовченко с нежнейшим юмором) куда важней какой-то там правды жизни. Ну пусть, право, заколется кинжалом, хоть и посреди Гражданской войны. К чему подробности?..
Забавная, а порой до колик смешная премьера «фоменок» — признание в любви к театру как таковому. И к людям его: да, мы те еще чудаки… Но ведь какие милые! Не правда ли?