Координаты поколения / LXXV
- Участник
- Виктор Пивоваров, Эдуард Штейнберг, Игорь Шелковский
О выставке
Выставка художников-эмигрантов, обитателей «параллельного мира» советского искусства.
Как любая правильно организованная музейная структура, Государственный центр современного искусства в своей деятельности обращается не только к самому что ни на есть передовому искусству, будь то экзотическая подборка молодых авторов или новая инсталляция заезжей звезды, но и к тем художникам, без которых невозможно себе представить историю русского искусства второй половины XX века.
Не оглядываясь на таблоидную озабоченность ценовыми рекордами и стараясь держаться в стороне от конъюнктурных веяний, ГЦСИ последовательно раздает долги старшему поколению (в том числе и от лица государства, от которого это поколение пострадало). Перед новым зданием установлен фрагмент ковша в память о «бульдозерной выставке» и как предостережение всем нам. На первой премии «Инновация» премия за вклад в развитие отечественного искусства была вручена Оскару Рабину, одному из организаторов той выставки, а на первой Московской биеннале в ГЦСИ прошла блестящая выставка Михаила Рогинского.
Проект «Координаты поколения» существует в рамках той же выставочной стратегии, объединив под предлогом юбилейного года (все они родились в 1937 году) художников Виктора Пивоварова, Игоря Шелковского и Эдуарда Штейнберга (скончавшегося в марте этого года). Три разные судьбы, три разные художественные манеры и области интересов. Объединяет их, кроме общего года рождения, отъезд в эмиграцию. Виктор Пивоваров — «радикальный романтик», один из «отцов-основателей» московского концептуализма, уехал в 1982 году в Прагу. Игорь Шелковский — скульптор, ставший редактором и издателем, уехал в 1976 году во Францию, где на собственные деньги в конце 1970-х – начале 1980-х совместно с Александром Сидоровым подготовил к печати и опубликовал 8 номеров журнала «А – Я», посвященного неофициальной культуре СССР того времени. Эдуард Штейнберг, метафизик, мастер «религиозной абстракции», выведенной им из супрематизма Малевича, уезжает во Францию в 1988 году.
Любой отъезд может мыслиться двояко. С одной стороны, это безусловная драма, потеря для контекста, для поколения, не говоря уже о переживаниях внутри отдельной жизни. С другой, в логике общей пользы, — эмиграция художника или исследователя превращает его в «агента влияния» русской культуры (в сборнике «Русское зарубежье» ГЦСИ несколько лет назад собрал 340 имен). И любое возвращение на родину, пусть даже в рамках небольшой ретроспективы «на троих», «стирает» определенные ошибки истории, позволяя подумать о том, как было «тогда», и сравнить с тем, что происходит «сейчас».
Иллюстрация: В. Пивоваров. Из альбома «Шаги механика», 1999.