Оркестр Национальной Академии Santa Cecilia
О спектакле
Маститый итальянский оркестр во главе с дирижером Антонио Паппано выступит на закрытии Фестиваля Мстислава Ростроповича.
Второй по счету Фестиваль Мстислава Ростроповича, кажется, имеет все шансы стать весомым игроком на небольшом пока поле московских музыкальных фестивалей. Событий немного, но все они исключительного качества и поданы без помпы и со знанием дела. Под занавес в Москву приглашен маститый оркестр римской Национальной Академии Santa Cecilia во главе с еще более маститым дирижером Антонио Паппано. Причем сразу с двумя концертами в Колонном зале Дома Союзов, где спустя пару месяцев начнется Фестиваль симфонических оркестров мира и где таких звезд, вероятнее всего, не будет.
Существующий при главной римской музыкальной институции и основанный аж в 1908 году оркестр Академии — вероятно, лучший на всей территории Италии, которая, в принципе, не богата симфоническими коллективами мирового класса и экспортирует на весь мир главным образом оперных певцов и дирижеров. Так или иначе, если дирижеры и солисты «первого ряда» решают навестить Вечный город, то выбирают прежде всего этот оркестр — он славится солидной культурой, в нем сидят опытнейшие музыканты, и за свою историю он успел поработать со многими великими — от Игоря Маркевича до Джузеппе Синополи и Мунг-Вун Чунга. С 2005 года и по настоящий момент главным дирижером «Санта-Чечилии» является Антонио Паппано — более известный как музыкальный директор и главный дирижер Лондонской Королевской оперы Covent Garden и делящий свою жизнь между Лондоном и Римом. Сын оперного певца, переехавшего в Англию и заделавшегося ресторатором, Паппано — кузнец собственного счастья: отучился в Америке, работал ассистентом дирижера в Германии, затем занимал ответственные посты в Осло и Брюсселе и наконец дослужился до самой лакомой позиции в Великобритании. Он пользуется блестящей репутацией в профессиональном мире и одинаково свободно ощущает себя как в итальянском оперном мейнстриме, так и в сложнейшей немецкой симфонической музыке (сказываются образование и недюжинный интеллект). Он строг, но не взбалмошен, как многие другие дирижеры с его статусом, — даже в церемонном Covent Garden его все, от коллег до случайных знакомых, называют просто Тони. И главное — он прекрасно знает подход к любому оркестру, который в минуту начинает дышать вместе с ним и мгновенно реагирует на любое движение его рук.
В Москве Паппано и его «римский легион» представят две весьма насыщенные программы, красноречиво говорящие о либеральных вкусах дирижера и широте его пристрастий. В начале первой — Четвертая симфония Шумана, весьма заковыристый и при этом проникновенный опус одного из главных немецких романтиков. Затем немного итальянской оперной классики — к сожалению, без певцов, но от этого не менее популярной: коронная увертюра Россини к опере «Вильгельм Телль», вступление к вердиевской «Аиде» и «Танец часов» из оперы «Джоконда» Понкьелли. Во второй вечер продолжится итальянская линия — на аперитив оркестр сыграет Симфоническую прелюдию, малоизвестный оркестровый опус Джакомо Пуччини, а затем резко свернет в русскую классику ХХ века — к Третьему фортепианному концерту Прокофьева с китайским пианистом Юджи Вонгом. В финале же — Девятая симфония Дворжака, «Из Нового Света», всегда имеющая в Москве оглушительный успех, — уже бывавший в Москве Паппано знает, как ублажить славянскую душу.