Гастроли Театра “Мастерская Петра Фоменко” (Москва): “Дом, где разбиваются сердца”
О спектакле
Весь спектакль с искренним наслаждением следишь, как на крошечном, заваленном винными пробками планшете две обворожительные актрисы буквально купаются в тексте. Чувство, что Шоу писал хорошо, но слишком полагался на силу и выразительность слов, не покидает и после окончания действа.
В середине июня гастроли Мастерской Фоменко меняют площадку: из БДТ им. Г.А. Товстоногова перемещаются в МДТ Театр Европы. Верность традиционному репертуарному театру это то, что объединяет такие разные коллективы. МДТ часто называют театром-домом (о чем и мечтал Станиславский), то же самое говорят и о театре Фоменко. Так что финальный спектакль Мастерской «Дом, где разбиваются сердца идеально вписывается и в репертуар гастролеров, и в атмосферу додинского театра. Бернард Шоу написал свою пьесу в нестабильном 1917 году под огромным влиянием чеховских пьес. Этот факт общеизвестен, не зря же в подзаголовке Дома, где разбиваются сердца автор назвал свое произведение фантазией в русском стиле. Так и видишь, как драматург аккуратно переносит чеховскую манеру на британскую почву, во времена, когда только началась первая мировая война и немецкие цеппелины бомбили Англию, чтобы подорвать боевой дух противника. Вместо русского поместья старая вилла в графстве Сассекс. Принцип если ружье висит оно должно выстрелить» воплощен буквально в финале сумбурной и многословной пьесы Шоу погибают два персонажа, капиталист Менген и случайный вор. Погибают нелепо: трусливо забираются в песочную яму, где хозяин дома, капитан Шотовер, хранит динамит; немецкая бомба попадает прямо туда. Положительным героям (то есть всем остальным обитателям дома) дается шанс пожить еще. А уж наказание это или счастье жизнь покажет. В спектакле Евгения Каменьковича апокалиптический пафос Шоу присутствует, но лишь как горькая нота в легкой прелестной истории с многочисленными внутрисемейными интригами. Фоменки изящно и со вкусом раскусывают их, как орешки. Капитан Шотовер (Карэн Бадалов) красивый мудрый старик. Он, будто птица-вещун, время от времени сообщает собравшимся в его доме, что скоро грянет гроза и все переменится. Его будущая жена, юная мисс Элли Дэн (Наталья Мартынова), легкомысленная, на первый взгляд, особа, оказывается девушкой суровой. Но их предсказания мало волнуют окружающих так, очередные чудачества. Дочки Шотовера, аристократка Ариадна (Полина Кутепова) и домоседка Гесиона (Наталия Курдюбова) куда больше озабочены простыми, но жизненно важными делами. Первая думает, как бы поискуснее пролавировать между воздыхателем (светского хлыща Рэндла очень смешно играет Павел Баршак) и мужем сестры (с ролью пожирателя женских сердец прекрасно справляется другой красавец Мастерской Илья Любимов). Вторая пытается уберечь малютку Элли от брака по расчету с Менгеном (Максим Литовченко). Весь спектакль с искренним наслаждением следишь, как на крошечном, заваленном винными пробками планшете две обворожительные актрисы буквально купаются в тексте. Чувство, что Шоу писал хорошо, но слишком полагался на силу и выразительность слов, не покидает и после окончания действа. Быть может, потому, что артисты Мастерской и их режиссер не умеют работать плохо: страшно подумать, они не пропустили ни слова.