Баки Урманче «Арабески судьбы»




О выставке
Выставка одного из классиков татарского изобразительного искусства приурочена у 115-летию его дня рождения.
Народный и заслуженный, Баки Урманче (1897–1990), прежде чем стать пионером татарского изобразительного искусства, перепробовал множество профессий — работал и шахтером, и учителем. Учиться рисовать начал после революции — сначала в передовых Казанских художественных мастерских, затем — в московском ВХУТЕМАСе у Шевченко и Голубкиной. Больше сотни работ, собранных на выставку, свидетельствуют: несмотря на все декларации о национальных особенностях, художники в сплотившихся навеки свободных республиках приводились к единому знаменателю — сначала последователями авангардистских практик, затем — соцреалистических. Самобытность предлагалось видеть в чуть более яркой гамме, этнографическом антураже. Культурное достояние не только родного Татарстана, но и Казахстана, где прожил полтора десятка лет и заложил основы местной профессиональной скульптурной школы, Урманче иллюстрировал национальные эпические поэмы и революционные легенды, изображал местную культурную и партийную знать. И даже пять лет соловецких лагерей не помешали ему стать образцовым советским художником, представителем и основоположником.
Иллюстрация: «Сбор винограда». 1958. Холст, масло. 143х195. Собрание ГМИИ РТ