Тобари
О спектакле
Философский и концептуальный танец буто в исполнении истинных профессионалов.
Труппа «Санкай Дзюку», что привозит к нам Японский фонд, занимается суровым танцем буто. Искусство это возникло в пятидесятых годах прошлого века — как протест против западной цивилизации, которая поклонялась физической красоте, устраивала конкурсы манекенщиц и молилась на омолаживающие кремы, но не постеснялась швыряться атомными бомбами. Ничего похожего на классический балет — никаких волшебных замков, пуантов и полетов над сценой. Движение в буто — нарочито некрасиво, неизящно, череп выбрит. Почти голое тело (как правило — лишь в набедренной повязке) корчится, ластится к земле, втирается в сцену. Не юность балетных эльфов, но вызывающая демонстрация того, что с людской кожей, костями и мускулами делает жизнь. Не благообразие, но экспрессия — вот чем гордится буто. И спектакли профессионалов, занимающихся этим танцем, поражают не менее картин Мунка.
«Санкай Дзюку» — именно профи, причем с громкой репутацией. Основал ее в 1975 году Ушио Амагацу — и с тех пор их премьеры стабильно появляются на сцене парижского Театра де ла Виль, а затем прокатываются по миру. Так было и с тем, что везут к нам, — громкая премьера была в Париже в 2008 году.
«Тобари» можно перевести как «ниспадающая пелена» — впрочем, это древнее слово не используется в современном японском языке. Речь идет о чем-то вроде дрожания воздуха над водопадом: вечное движение и нескончаемая неподвижность одновременно. Более философия, чем театр — но театр тем не менее очень впечатляющий.