Коппелия
- Режиссер/Постановщик
- Луиджи Бонино
О спектакле
История о юноше, влюбленном в заводную куклу.
Героиня, в честь которой назван спектакль, вовсе в нем не танцует — потому что она не человек, а кукла. Коппелия — создание загадочного мастера Коппелиуса: то ли часовщика, то ли алхимика. Именно в эту игрушку, неподвижно сидящую на балконе, влюбляется главный герой — и пробирается в дом к старику, чтобы объясниться с не обращавшей внимания на его па под балконом красоткой.
Историю о Коппелиусе, его творении, бравом Франце и влюбленной в него девушке Сванильде, что также проникает в лабораторию мастера, чтобы разобраться со «счастливой соперницей», хореографы пересказывают в танце уже полтора столетия. Версия Ролана Пети, что выбрал Музыкальный театр, сочинена в 1975 году для Марсельского балета. В сюжете принципиальных отличий нет: балкон с красоткой — проникновение в чужой дом — отчаянная импровизация застигнутой на месте преступления Сванильды (она притворяется куклой Коппелией, что вдруг ожила, — и мастер ей верит!) — счастливый дуэт решительной девицы и Франца, понявшего, кто составит его истинное счастье. Самое существенное отличие от предыдущих версий — то, что вместо тихого галисийского селения Пети всю историю отправил во французский городок, где квартируют гвардейцы. Соответственно, Франц и его приятели не крестьяне, а офицеры.
Спектакль начинается с раннего утра на плацу: дремлют солдаты с метлами, выводит мечтательные па Франц — видимо, не спавший всю ночь в грезах о балконной незнакомке. Но мелодия дня все бодрее и бодрее — и вот уже марширует взвод, а вокруг роятся уездные дамы, готовые следовать за красавчиками в мундирах хоть на край света. И весь небольшой спектакль (два действия с антрактом уложатся часа в полтора) вместо простодушных крестьянских танцев прослоен танцами господ офицеров и их дам — от вальса до почти что канкана.
Ролан Пети (в Большом шел его «Собор Парижской Богоматери», остаются в репертуаре специально для главного театра страны сочиненные «Пиковая дама» и «Юноша и смерть») много ставил для кабаре, и это чувствуется в спектакле. Особенно в выходе Коппелиуса — его вальсе с еще не «превратившейся» в девушку куклой. Пожилой фат (именно таков мастер в этой версии: сладенькая улыбка, белый шелковый платок из кармашка, кокетливые манеры) кружится с большой игрушкой по сцене — и это самодостаточный кабаретный номер (его нередко так и исполняют в концертах). Танцы же Франца и Сванильды гораздо ближе к чистой классике — герою хореограф, ценитель мужских танцев, и вовсе дает шанс отлично полетать над сценой.