Любовь людей
- Режиссер/Постановщик
- Никита Кобелев
О спектакле
Режиссер Никита Кобелев первым в России поставил мрачную пьесу молодого драматурга Дмитрия Богославского, набравшую кучу премий.
Основанный Мейерхольдом Театр Революции, нынешняя «Маяковка», свой 90-й сезон открыла без нервов. Но спокойствие это ничем не напоминает полузабытье первого десятилетия XXI века. И уже далеко от недавнего актерского бунта, то полузабытье взорвавшего. Даже волнения неизвестности: как-то сложатся отношения нового худрука Миндаугаса Карбаускиса с именитой по большей части труппой — похоже, уже позади. Театр работает. Зритель в него вернулся. Можно и юбилей с хорошим настроением отпраздновать.
По такому случаю не только освежили зрительный зал по эскизу Сергея Бархина и поменяли старые неудобные кресла. К открытию сезона готовят огромную, сложно устроенную, захватившую все зрительское пространство — от кассового зала до фойе на галерке — инсталляцию Алексея Трегубова и Анны Румянцевой, посвященную истории театра. Но главное, конечно, что на обеих сценах основного здания в первый же день будут показаны сразу две премьеры, а в канун Дня рождения, приходящегося на 28 октября, сыграют еще одну — Карбаускис ставит пьесу Бертольта Брехта «Господин Пунтила и его слуга Матти».
Дебют на Малой сцене Театра им. Вл. Маяковского режиссера Никиты Кобелева — недавнего выпускника мастерской Олега Кудряшова (РУТИ-ГИТИС). Он рискнул первым в России поставить нашумевшую пьесу молодого драматурга Дмитрия Богославского, которая за два последних года набрала кучу премий, а в репертуар включать ее побаиваются. Слишком мрачную картину она представляет на первый взгляд.
Хотя сюжет ее схож с не самой еще мрачной греческой трагедией: жена убивает мужа, скармливает его тело свиньям, выходит замуж за другого, но призрак прежнего мужа вмешивается в жизнь новой семьи. В семье Агамемнона и не такое было. Богославский просто вписывает этот сюжет в быт современной деревни. Люська у него не выдерживает измывательств мужа Коли — пропойцы и бездельника, который и в жены-то ее силой взял, пока Люськина школьная любовь Серега в «горячей точке» служил. Но Серега вернулся, и любовь его никуда не делась. Собственно, спектакль о любви и о том, что люди могут простить друг другу ради нее. Вот только в отличие от героинь Эсхила Люська себе самой ничего простить не может, а потому счастья им с Серегой не будет.
Люську жестко и точно играет Юлия Силаева — актриса, долгие годы «пропадавшая» в разбухшей труппе «Маяковки». Сосредоточенную тихость доведенной до отчаяния бабы она не «разбавляет» сантиментами, жалости у зрителей не клянчит. В ее сдержанности настоящая мощь. Режиссеру бы ей и довериться. Однако вслед за автором Кобелев позволяет себе отвлекаться от стремительно развивающейся трагедии то на сцены материнских молитв, то на сцены дружеских попоек с мордобоем. Сыграны они хорошо, ансамбль режиссер очень тонко выстроил. Но подобные отвлечения тормозят действие и к сути сюжета отношения не имеют, лишь раскрашивая его якобы достоверностью. И все же… Спектакль хоть и тяжеловато идет, но впечатление производит сильное.
А на большой сцене идет другая премьера — «Дядюшкин сон».