Йозеф Бойс «Призыв к альтернативе»







О выставке
Работы одного из постмодернистских лидеров, который не боялся ради искусства пожить в клетке с койотом и поговорить с мертвым зайцем.
Бойс — больше чем художник, он маг и волшебник, целитель глубоких психологических травм Второй мировой. Его считали звездой, слушались как гуру, поклонялись как божеству. Бойс открыл дорогу в современное искусство всем — расширив представление о творчестве за все принятые пределы, он считал его не исключительным даром избранных, а одним из присущих всякому человеку талантов. Который должен и может проявляться буквально во всем. Как средневековые алхимики философский камень, Бойс искал «универсальное искусство» в котором политика и наука вновь соединились бы с поиском истины.
Единственный в своем роде, Бойс соединял небеса с землею, боролся на два фронта — с западным капитализмом и восточным коммунизмом, был одним из основателей «зеленой» партии, исповедовал «прямую демократию», учил студентов Дюссельдорфской академии искусству и правде, создавал «живые», меняющиеся во времени и пространстве скульптуры, жил в клетке с американским койотом, объяснял картины мертвому зайцу. Его творчество во всем возможном разнообразии: большие сложные инсталляции, рисунки, документация перформансов, тиражные объекты, призванные дойти до самой широкой аудитории, видеозаписи выступлений, тексты — представят на выставке. Основой ее стало замечательное собрание доктора Эриха Маркса — гордость берлинского музея Гамбургер Банхоф, — дополненное и расширенное несколькими частными и государственными коллекциями.
С юности интересовавшийся жизнью человеческого духа, момент истины Бойс испытал в Крыму, когда сбитого стрелка-радиста выходили с помощью войлока и жира местные жители. Натуральные материалы — символ спасения не только тела, но и души — стали его фирменным знаком. Эстетические свойства соединялись с целебными и энергетическими, из которых рождалось новое искусство — социальное, связанное с жизнью не эмоционально и функционально, а этически.
И хотя легенда давно развеяна — сбитый ас отделался легко, почти сразу попал в госпиталь, потому и бредить почти неделю у кочующих в степи татар никак не мог, — миф Бойса легко справился с документами и реальностью.