Дмитрий Бальтерманц. Ретроспектива









О выставке
Ретроспектива творчества одного из лучших советских фотографов, снимавшего лидеров государства от Сталина до Горбачева.
Один из лучших советских фотографов, виртуоз официальной хроники, Бальтерманц снимал долго и хорошо. Оставивший математическую науку ради фотографии самоучка был образованнее большинства коллег: не просто много видел, но и отлично понимал, что видит, знал и использовал и приемы предшественников-авангардистов, и зарубежных современников. Не жертва, а победитель, он не стал волею обстоятельств одним из приверженцев соцреалистического стиля в фотографии, а генерировал этот стиль, закладывал его основы, создавал образцовые коллажи лидеров на мавзолее, показательные снимки трудящихся рабочих и колхозников, бесстрашных воинов, великолепные портреты лидеров государства — от Сталина до Горбачева. Его ретроспектива — подарок ревнителям советской власти, ее идеальные хроники, воплощенная мечта пропагандистов. Последние свое счастье понимали плохо — цензоры выкручивали руки и ломали жизнь: многие фронтовые снимки, в том числе и страшную серию «Горе» начали показывать спустя многие десятилетия, путаница в подписях стоила штрафбата. Работы многократно награжденного, тяжело раненного на фронте, любимого многочисленными подписчиками сверхпопулярного «Огонька», окруженного многочисленными подражателями и последователями фотографа складываются не в историю страны, а в роман мечты, воплощение тяжких снов поколений поклонников социализма.