Михаил Шварцман. Мастер. Школа. Ученики
О выставке
Выставка позволяет проследить эволюцию идей философии художника-авангардиста в искусстве его последователей.
Один из самых загадочных художников «неофициального» круга не картины писал, а создавал «иературы» (от греческого hieratikos — «культовый, священный») — «визуальный язык третьего тысячелетия». Даже увидеть их считалось редким счастьем и удачей — Шварцман (1926–1997), в отличие от множества своих коллег, к популярности не стремился. После состоявшейся в 2008 году ретроспективы Русский музей расширяет представление о художнике, демонстрируя работы ближнего круга, посвященных. Больше похожая на секту, действовавшая почти 20 лет — с 1975-го до 1993-го — «Иератическая школа» объединяла людей проверенных, доверенных, допущенных, подлинных единомышленников, способных вместе работать, учиться, думать и есть. Как и в других кружках, формировавшихся вокруг знаменитых нонконформистов, ее участники скорее подражали мастеру, чем шли своим путем, тем более что Шварцман оказался не только художественным наставником, но и духовным, стал для многих своих учеников буквально крестным отцом. В фильме-воспоминании, сделанном несколько лет назад, больше всего поражает внешнее сходство участников кружка — и более успешных, ставших почти самостоятельными художниками, как переселившийся в Америку книжный иллюстратор Геннадий Спирин, и оставшихся верными учителю и его стилю — в их работах куратору выставки Иозефу Киблицкому в первую очередь оказался интересен метод Шварцмана.