AES+F. Трилогия





О выставке
Новая видеосага о рае, аде и чистилище, последняя часть которой получила премию Курехина.
Новую страницу в истории Манежа открывает ретроспективный проект самой амбициозной российской группы AES + F «Трилогия»: впервые на одной площадке будет показан их мультиканальный видеотриптих, состоящий из инсталляций «Последнее восстание», «Пир Трималхиона» и «Священная аллегория», дополненный живописью, коллажами и скульптурами, выполненными по мотивам основных сюжетных линий.
Трилогия дает возможность наблюдать развитие группы «в движении». И в этот момент обнаруживается, что наращивание производственных «мощностей» и последовательность сюжетов очевидным образом корреспондируют с ситуацией в стране, и «Трилогия», тем самым, становится иллюстрацией к некоторым общественно-социальным процессам последних лет.
Три скромные проекции длиной в четверть часа «Последнего восстания» впервые были показаны в Павильоне России на Венецианской биеннале в 2007 году. Это история о «последней», бесконечной и бессмысленной битве между юными душами, повторяющейся вновь и вновь, тем самым становясь метафорой ада и его мук. И в то же время в этой битве можно увидеть аллегорическое описание эпохи первоначального накопления капитала, когда все были против всех.
Вторая часть, «Пир Трималхиона» (это отсылка к «Сатирикону» Гая Петрония Арбитра), есть круговая кинопанорама — замкнутое обволакивающее пространство, в котором показаны будни «рая», изображенного AESами как дорогой островной спа-курорт. Под музыку Моцарта и Бетховена во главе с увядающей секс-бомбой советского кинематогрофа Светланой Светличной рай переживает катастрофу — и не замечает ее, находясь в полуанабиозе от удовольствия. Не это ли картина «застоя» конца второго путинского срока, который так вяло обсуждался в тот момент?
И, наконец, «Священная аллегория» — эпическая диорама длиной в 30 метров, для просмотра которой требуется 40 минут, появившаяся как размышление над картиной Джованни Беллини. Скинхеды и красавицы, хасиды и полицейские, умирающие и каннибалы: в чистилище-отстойнике терминала аэропорта равны, по сути, все. Ее премьера состоялась в «Мультимедиа Арт Музее» осенью 2011 года. Через несколько месяцев, в декабре, на улицу вышли «рассерженные горожане», недовольные тем, что происходит в стране…
АЕSов принято упрекать в излишней серьезности и пафосе (и даже трахающиеся мышки в углу кадра ситуацию не спасают), в поверхностности, в слишком явном желании понравиться самому широкому кругу зрителей, да и вообще, интерес группы к красоте, гламуру и большому стилю есть, по мнению особо высоколобых, их самые страшные грехи. Но несмотря на это они все же остаются одними из самых социально чутких художников нашего времени: однажды AES уже проснулись авторами пророческой серии «Исламский проект».