Слишком большие, чтобы рухнуть
О мероприятии
Корреспондент New York Times Эндрю Росс Соркин по минутам и на пальцах изложил хронику мирового экономического кризиса 2008 года.
Он начинает с 12 сентября, когда прошло экстренное заседание в Федеральном резервном банке Нью-Йорка — высшему руководству компаний Уолл-стрит предстояло разработать план спасения Lehman Brothers, четвертого по величине инвестиционного банка Америки, в противном случае существовал риск обвала рынков. И заканчивает 13 октября — когда крупнейшие банки страны согласились принять деньги от государства, чтобы обеспечить прикрытие для более слабых банков. Банкиры с опаской произносили слово «социализм», но вынуждены были принять помощь. В результате одним росчерком президентского пера Федеральное казначейство и, как следствие, американские налогоплательщики стали владельцами части самых гордых финансовых учреждений страны.
Причина случившегося — отсутствие регулирования рынка ипотечного кредитования. Без каких-либо подтверждающих документов будущий покупатель мог заявить, что его месячная зарплата составляет шестизначное число, и выйти из банка с полумиллионным кредитом. Выданные же кредиты мгновенно перепродавались на глобальном финансовом рынке в виде ценных бумаг. При этом конструкции расщепления рисков были настолько сложными, что конечные инвесторы не осознавали, что за бумагой с высшим рейтингом ААА стоят ипотечные кредиты, выданные неплатежеспособным заемщикам.
«Слишком большие, чтобы рухнуть» Соркина — это еще одно наглядное подтверждение того, о чем пишет Нассим Талеб в «Черном лебеде». Талеб в 2007 году предупредил, а Соркин — описал последствия.