О фильме
Рецензия на фильм
Прочитав в блоге сочинение «Люди», написанное мальчиком-аутистом, главред журнала «Сеанс» Любовь Аркус решает разыскать его автора. Антон Харитонов живет с тяжелобольной мамой в Купчино и почти разучился писать. Пытаясь устроить его судьбу, Аркус проходит через институциональный ад элитных интернатов и психоневрологических диспансеров. После того как трудного подопечного выгоняют из кэмпхилла «Светлана» — свободного поселения западного типа, где живут люди с ограниченными возможностями, — автору не остается ничего другого, как бросить его на больничной койке. С тем чтобы, оставив позади все иллюзии, пережить вместе с ним ссылку в Кащенко и смерть матери. И после всех мытарств и злоключений — вернуть его к жизни с помощью любви и кинокамеры.
«Антон тут рядом», впрочем, не сводится к пересказанному выше нарративу, этим хождениям по мукам — в финале Аркус проговаривает, что главный герой здесь даже не Антон, каждый поступок которого в кадре — отдельное душераздирающее зрелище, и не она сама, документалист, постепенно обнаруживающий невозможность соблюдать проклятое правило документалистики («оставаться по ту сторону кадра», сохранять дистанцию со своим героем), а кинокамера. Она преломляет, просвечивает, навсегда изменяет каждого из тех, кто оказывается в фильме, имеет к нему отношение, — от оператора Хамидходжаева до подруг покойной мамы Антона. И зрителей, ко нечно, тоже.