Альберто Дзедда
О спектакле
Легендарный россиниевский дирижер на закрытии фестиваля Российского национального оркестра.
В заповеднике итальянской оперы, называемом бельканто, есть несколько имен, которые произносят со священным трепетом, — и имя Альберто Дзедды, без всякого сомнения, в их числе. Проходят десятилетия, на смену одним звездам приходят другие, а Дзедда, страшно сказать, уже больше полувека является мерилом вкуса и стиля во всем, что касается опер бельканто, в особенности — опер Россини. Некоторые дирижеры и критики взирают на него, надо думать, с некоторым изумлением — трудно понять, как с таким завидным упоением на протяжении более пяти десятилетий можно наслаждаться Россини и его современниками. Как правило, за такой солидный срок музыканты теряют вкус к легкому и воздушному «прекрасному пению» и переходят на что-то более серьезное. Дзедда же уникален в своем постоянстве — кудрявые россиниевские колоратуры и вокальные фейерверки говорят его уму и сердцу куда больше, чем малеровские симфонические громады или оперные страсти Чайковского. Более того, за десятилетия своей карьеры он сумел создать мощнейшую индустрию по производству прекрасного — он долгие годы руководил Россиниевским фестивалем на родине композитора в Пезаро, стоял у истоков карьеры десятков певцов, под его руководством издавались критические издания множества опер, за что его младшие коллеги-дирижеры говорят сердечное спасибо (теперь не надо сравнивать между собой многочисленные издания одной и той же оперы, чтобы докопаться до авторского варианта), а промоутеры столь же сердечно проклинают (теперь они должны отстегивать до десяти процентов кассовых сборов издательству Ricordi, с которым сотрудничает Дзедда).
Судя по фантастической форме, которую на концертах демонстрирует 84-летний Дзедда, музыка Россини еще и продлевает жизнь — многие именитые коллеги дирижера, младше его лет на пятнадцать-двадцать, откровенно спят за пультом, рискуя упасть головой в партитуру, а он продолжает искрить энергией и заражать ею тысячные аудитории. Именно такое ощущение было у московской публики три года назад, когда он заявился в Москву, чтобы продирижировать одну из своих коронных партитур — «Итальянку в Алжире» Россини, и комиковал на сцене почище многих певцов. Тогда критика еще обратила внимание на то, как легко и непринужденно Дзедда управляется с Российским национальным оркестром — который в силу своего симфонического профиля почти не играл оперной музыки. Сейчас Дзедда возвращается под занавес Большого фестиваля РНО, чтобы продирижировать Маленькой торжественной мессой неизменного Россини в своей собственной редакции. Помимо уже знакомого ему оркестра он встретится с московским хором «Мастера хорового пения» и привезет четверку прекрасных солистов, половина из которых — россияне: победитель одного из прошедших конкурсов Пласидо Доминго Operalia тенор Алексей Кудря и персональное открытие маэстро Дзедды — петербургское сопрано Ольга Сендерская.