Новое направление: молодое искусство Китая







О выставке
Формировавший выставку проект поддержки молодого искусства работает со 135 юными дарованиями, отобранными экспертами международного класса. Получился яркий пример того, что даже в условиях строжайшей цензуры современное искусство может успешным и всем приятным.
Будущее китайского искусства так же грандиозно, как настоящее. Самая бурно развивающаяся художественная экономика мира, способная уже сейчас насытить сотни вновь отстроенных музеев современного искусства, удовлетворить разнообразные требования собственных и зарубежных коллекционеров, заполнить старые и новые ярмарки, взвинчивать на аукционах цены до заоблачных высот, — заботится о достойной смене. Формировавший выставку проект поддержки молодого искусства China Young Artists работает со 135 юными дарованиями, отобранными экспертами международного класса из 1328 подававших заявку на участие в программе. Стартовав менее года назад, CYAP провел уже несколько выставок, множество семинаров и мастер-классов.
Первое выступление за границей логично пришлось на Москву, бывшую не так давно источником художественных знаний, объектом для подражания. Хотя сейчас юные таланты из Поднебесной учатся по всему миру, общие основы и точка отсчета помогают лучше понять проблемы и оценить достижения. Как и в России, новые времена для искусства в Китае настали менее тридцати лет назад, когда большая часть участников этой выставки еще не появились на свет. В отличие от России переход произошел быстрее, четче и организованнее. Разумеется — в несопоставимых масштабах.
Как говорилось о советских молодежных экспозициях (а та лексика все сильнее рвется в обиход) — выставка поражает разнообразием. Ничем, кроме цензуры, не ограниченные, китайские художники работают во всех возможных техниках, рассуждая на все разрешенные темы: в музее на Петровке покажут экспрессивную живопись, изящную графику, высокотехнологичное видео, компьютерные коллажи, почти документальные фотографии. Приправленные национальной экзотикой произведения изобретательно интерпретируют все актуальные тренды мировой художественной сцены, кроме критических — от агрессии «новейших диких» до не выходящей из моды холодноватой абстракции. Все это фантастическое разнообразие опытной рукой аранжирует куратор Ян Синьи — автор выставок, входивших в лидеры мировых рейтингов. И что с того, что ни слова о политике, униженных и оскорбленных, жертвах потрясающих изменений? Зато — широтой спектра и точностью исполнения юные китайские мастера подают утешительный пример своим российским ровесникам и коллегам — и тем, кто все еще не понял, куда направиться, вырвавшись из пут соцреализма, и тем, кто не знает, как действовать в новых исторических условиях, когда за перформанс можно и в тюрьму попасть. Современное искусство может быть нестрашным, успешным и всем приятным.