О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
"Ад" фрагмент очередного монументального киносериала, задуманного Кшиштофом Кесьлевским аккурат перед смертью (над сценарием работал и вечный соавтор Кесьлевского Кшиштоф Песевич). Первую часть трилогии, "Рай", отхватил несколько лет назад Том Тыквер, вторая, "Чистилище", еще лежит на полке, а третью поставил сейчас босниец Танович ("Ничья земля").
В основе сюжета "Ада" довольно распространенная мысль об антагонизме полов. Затяжную окопную войну с мужчинами тут ведут три сестры. Младшая, Анна (Мари Жилен), пытается удержать подле себя немолодого профессора античной литературы во-первых, женатого, во-вторых, отца ее лучшей подруги. Старшая, Софи, (Эммануэль Беар) выгоняет из дома блудливого мужа. Впрочем, она до конца не уверена, стоило ли поступать так круто, и весь фильм выразительно бьется в истерике. Самая ужасная жизнь у средней, Селин (Карин Виар), похожей на курицу старой девы: выходные она проводит за городом, ухаживая за хмурой полупарализованной матерью (Кароль Буке). Мать, кстати, настоящий ветеран мизандрии шею ей случайно сломал муж в пылу семейной ссоры. Тихий школьный учитель, он просто сильно разнервничался после того, как жена упекла его в тюрьму за педофилию.
В сценарии Кесьлевского разрушается в общей сложности (считая те, что за кадром) пять браков, и оказывается, что все несчастные семьи несчастливы удручающе одинаково. Оригинальные истории трилогии были, скорее, невозмутимыми притчами. У Тановича же получилась черная комедия со вполне читаемой между строк мыслью "все мужики сволочи". Самые ужасные и душераздирающие, по идее, сцены он ставит как комедию ошибок и положений. Например, зареванная жена, выслеживающая неверного по всему городу вплоть до лав-отеля, будет в отчаянии скрести ногтями по двери не того номера и доскребется-таки до пухлого жизнерадостного постояльца, сводящего на нет всю трагедию. Впрочем, общая интонация тут вполне депрессивная, с бергмановскими обертонами. Тусклый утренний свет пробивается сквозь мокрые окна, за окнами осень, влажные деревья и морось, унылая, короче, пора. Сидя посреди холодного французского парка, Селин читает матери разные глупости из Книги рекордов Гиннесса. Среди них история об обезглавленном петухе по имени Майк, который прожил 18 месяцев хозяин кормил его через трубочку. Вот на этого петуха и становятся похожи те героини Тановича Кесьлевского, которым посчастливилось освободиться от мужского "ига". Но самое парадоксальное они ничуть не жалеют об этом.