Киногид извращенца: Идеология (2012 год)
The Pervert‘s Guide To Ideology Выбор Time Out
- Страна
- Великобритания
- Режиссер/Постановщик
- Софи Файнс
- Длительность
- 134 мин.
- Премьера в мире
- 01 января 2012 г.
О фильме
Рецензия на фильм
Кейт Уинслет выпускает руку Леонардо ДиКаприо, тот медленно уходит на дно, по ее лицу текут слезы. Мимо этой канонической сцены неспешно проплывает лодка, в ней вальяжно размахивает веслом главная звезда современной философии в смешной футболке. Славой Жижек (а это, конечно же, он) при этом успевает рассказать о том, как сюжет «Титаника» отражает историю классовой борьбы — более того, рассказывается (и передает эту точку зрения зрителям) глазами угнетателей из привилегированного класса. И так не только с «Титаником», но с «Челюстями», «Падением Берлина» и даже группой Rammstein.
Вторая документальная картина Софи Файнс (сестры Рэйфа и Джозефа) со Славоем Жижеком в качестве, в сущности, звездного лектора — действует с помощью столь же лаконичных средств, что и первый «Киногид извращенца». Жижек ходит по декорациям классических фильмов, на манер поп-звезды стремительно меняет наряды, но главное, очень много говорит. Прислушаться к нему, настроиться на восприятие монолога длиной в два с половиной часа, на удивление легко. Жижек тем и отличается от 99% современных мыслителей, что умеет донести свою точку зрения просто, ясно и увлекательно, не забывая самоуничижительно острить, занимательно перевоплощаться и повторяя особенно важные мысли на разных примерах — для пущей доходчивости. В этом есть определенная ирония — популистскими методами Жижек пользуется, чтобы продемонстрировать популистскую мощь кинематографа как проводника самых разных идеологий. Но, что самое увлекательное, далеко не только — кинематограф лишь зеркало, а на деле словенец убедительно, аргументированно и четко показывает, что любая власть авторитарна, религия — инструмент не освобождения души, а совсем наоборот. Более того, он не стесняется впрямую произнести, что по слабости своей воли, боязни принять на себя ответственность за собственные поступки, мы и сами чаще всего рады поместить себя в рабство, по крайней мере моральное и интеллектуальное. Очень смелая, важная работа.