Фестиваль «Королевы оперы»: Суми Чо
О спектакле
Сольный концерт одной из самых выдающихся колоратурных сопрано нашего времени.
В Москве Суми знают и любят давно — будучи уже всемирно признанной примадонной, она дебютировала в Московской филармонии в 2005 году и поразила каким-то умопомрачительным, компьютерным совершенством своего голоса. Во всем, что касается «соловьиного пения» — так с оттенком презрения, но и с большой завистью называли композиторов бельканто их немецкие коллеги, — Суми Чо практически нет равных. Ее легкое, переливчатое сопрано известно на всех континентах и фанатами оперы опознается без труда — трели и пассажи безупречно чисты, верхние ноты легки и прозрачны, и голос в целом обладает такой безупречной техникой, что это иногда вызывает даже недовольство критиков — как ни парадоксально, именно некоторые изъяны придают певцам их неповторимый облик, а у Суми Чо, как у олимпийской богини, их практически нет.
Самое удивительное, что за долгие годы карьеры (международный дебют Чо состоялся в конце 80-х с благословения Герберта фон Караяна) совершенство ее голоса практически не изменилось, как и ее внешний облик. В последний свой приезд миниатюрная кореянка, выходящая на сцену в экстравагантно ярких платьях и всегда — на огромных каблуках, исполняла сложнейший концерт для колоратурного сопрано Глиэра — и даже самым скептически настроенным критикам не удалось найти в ее голосе примет возраста, хотя — страшно себе представить — Суми Чо уже разменяла шестой десяток. В оперных театрах она выступает не столь часто — прожив «на чемоданах» более двадцати лет и постоянно находясь в разъездах между Нью-Йорком и Веной, Чикаго и Лондоном, Берлином и Барселоной, Миланом и Лос-Анджелесом, сейчас она может позволить себе расслабиться, тем более что и финансовое состояние у нее более чем благополучное. Она уже заслужила право организовывать свой собственный театр — театр одной актрисы, где, виртуозно меняя маски и образы, переходя от итальянского бельканто к французской комической опере, она сама правит бал, подчиняя магии своего голоса публику численностью от одной тысячи до стадионных аудиторий. Все, что ей для этого нужно, — хороший оркестр, грамотный дирижер и абсолютный минимум сценического реквизита.
Для своего четвертого приезда в Москву Чо приготовила новую порцию колоратурных кунстштюков — она смело мешает в своих программах шлягерные арии и диковинные раритеты, которые кроме нее исполнить никто не может, — и почти всегда победоносно выходит в финале с бисовой арией куклы Олимпии из «Сказок Гофмана» Оффенбаха, доводя публику до экстаза своими виртуозными кульбитами.